Ученые подведомственного Минобрнауки России Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН разработали новый способ лечения нейропатической боли, а также устранения ее негативного влияния на память и эмоциональное состояние. В основе лечения – природный компонент, полученный из морских организмов - этаноламид докозагексаеновой кислоты (ЭА-ДГК). Он обладает высокой биологической активностью, но раньше для этих целей не применялся.

Ученым удалось получить абсолютно неожиданный эффект по устранению нейропатической боли, используя этаноламид докозагексаеновой кислоты. Исследователи обнаружили, что ЭА-ДГК подавляет нейровоспаление, усиливает нейрогенез, а также восстанавливает нарушение двигательной активности, рабочей и долговременной памяти и проявляет другие положительные эффекты. Эксперименты показали, что эффективной дозой этаноламида, позволяющей устранить воздействие нейропатической боли, является доза в количестве 4 мг/кг ежедневно в течение не менее пяти недель.

Изобретение относится к фармацевтической промышленности и получило патент.

«Результаты экспериментов показали, что ЭА-ДГК можно применять при создании новых лечебных композиций с выраженной фармакологической активностью», - сообщил научный руководитель Лаборатории фармакологии ННЦМБ ДВО РАН Игорь Манжуло.

Нейропатическая боль проявляется комбинацией различных сенсорных симптомов, а также когнитивных и аффективных расстройств, включая потерю памяти, снижение способности испытывать удовольствие, тревогу и депрессию. Эти симптомы указывают на патологические процессы в различных отделах мозга.

Как пояснили специалисты, существующие варианты фармакотерапии (нестероидные противовоспалительные препараты, антидепрессанты, противосудорожные препараты и опиаты) не направлены на устранение основных причин страдания и лишь в редких случаях приводят к полному облегчению симптомов. Их неэффективность в основном связана с ограниченным пониманием процессов, лежащих в основе этого типа боли. В связи с этим врачам приходится формировать сложные многокомпонентные динамические схемы для пациентов. Разработка новых эффективных и безопасных фармакологических средств, обладающих анальгетической и нейропротекторной активностью для лечения нейропатической боли, остается одной из приоритетных задач современной медицины и нейрофармакологии.

Информация предоставлена пресс-службой Минобрнауки России