Моллюски. © РИА Новости / Наталья Селиверстова

Палеонтологи МГУ сообщили об обнаружении древнейшего двустворчатого моллюска рода Pinna. Находка происходит из отложений раннепермского рифа Шахтау на территории Башкирии. Информация об открытии была опубликована в Палеонтологическом журнале.

Семейство Pinnidae Leach включает в себя одних из наиболее крупных гетеромиарных двустворчатых моллюсков. Первые представители этого семейства появились в раннем карбоне. В древности из биссусных нитей этих моллюсков делали дорогостоящую ткань – виссон. Одежда из этого материала высоко ценилась из-за своей прочности.

В настоящее время пинниды широко распространены в тропических и субтропических морях и имеют большое промысловое значение. На сегодняшний день это одни из самых узнаваемых двустворок. Но несмотря на все это, эволюционная история семейства вызывала ряд вопросов. Прежде всего, была непонятна связь между палеозойским этапом развития семейства, никто из представителей которого не пережил пермско-триасовое вымирание, и мезо-кайнозойским этапом, для которого характерны пинниды современного типа, в частности, широко известный род Pinna.

Древнейший представитель этого рода до настоящего времени был известен из нижнего триаса Японии. Таким образом, в ископаемой летописи выявлялся не охарактеризованный находками пиннид промежуток.

«В ходе полевых работ на отложениях ассельско-сакмарского рифа Шахтау (Башкортостан) были найдены древнейшие представители рода Pinna, которые относятся к новому виду – P. pacata (от лат. pacatus – мирный). Описанный вид меняет представление о пиннах как об исключительно мезо-кайнозойских формах, а также увеличивает стратиграфический интервал распространения рода на 42 млн лет», – сообщил один из авторов статьи, студент кафедры палеонтологии геологического факультета МГУ Лев Шилехин

В 2022–2023 гг. началось исследование, возможно, самого разнообразного комплекса раннепермских двустворчатых моллюсков в мире, который в ходе экспедиционных работ Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН был собран в Шахтау. Исследование ископаемых двустворок Шахтау подтверждает, что Уральский пролив в ассельско-сакмарское время был одним из центров диверсификации раннепермской фауны моллюсков, что ранее было показано на головоногих и брюхоногих моллюсках.

В исследовании приняли участие студент Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Лев Шилехин, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института имени А.А. Борисяка РАН Алексей Мазаев и главный научный сотрудник Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института им. Н.А. Шило ДВО РАН Александр Бяков.

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда (грант № 22-24-00099 «Эволюция моллюсковых сообществ раннепермского рифа Шахтау»).

Источник фото: radiosputnik.ria.ru