© РИА Новости / Павел Бедняков

Богатейший археологический материал, извлекаемый из культурного слоя северной столицы Руси – Великого Новгорода, имеет огромное значение для решения ключевых проблем древнерусской истории. Раскопки Новгорода проводятся с 1932 года; имеющиеся археологические материалы изучены преимущественно с помощью классических методов, подразумевающих типологическую, хронологическую и технологическую атрибуцию массовых и уникальных находок. Химический состав металла изделий исследован в меньшей степени, при этом привлечение данных о нем позволяет исследовать сырьевые источники новгородского ремесла и динамику изменений поступления цветных и драгоценных металлов в местные мастерские в X–XV вв.

«Расширение имеющейся базы данных о химическом составе металла с применением современных методов анализа и интерпретация полученной информации с учетом геологических данных о потенциальных источниках сырьевой базы являются актуальными задачами исследования христианских и языческих древностей», – комментирует доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ Наталья Ениосова.

В ходе исследования получены новые данные о химическом составе образцов из коллекций новгородских раскопов, исследованных методом энергодисперсионного рентгенофлуоресцентного анализа (РФА-ЭД) в рамках выполнения первого этапа междисциплинарного гранта НОШ МГУ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия», объединяющего сотрудников исторического, геологического, химического и биологического факультетов.

Среди исследованных образцов представлены нательные кресты, кресты-энколпионы, подвески-иконки, накладки-иконки, панагия, змеевики, детали хоросов, фрагмент оклада иконы, кацея, ампула, а также амулеты – вотивные и миниатюрные топорики, ножны, ложечки и игольники.

«Определение химического состава металла производили методом РФА-ЭД с помощью портативного спектрометра в музейных фондах. Для расчета концентраций элементов был использован метод фундаментальных параметров. Выполняли определение основных компонентов сплава и примесей (Cu, Sn, Pb, Zn, Ag, Sb и As), а также элементов позолоты (Au, Hg), содержание которых превышало 0,03-0,05%», – отметила старший научный сотрудник кафедры геохимии геологического факультета МГУ Татьяна Лубкова.

Междисциплинарное исследование христианских и языческих древностей средневекового Новгорода показало, что для их производства использовали не менее 11 групп сплавов на основе меди, серебра, свинца и олова, а также чистые металлы. В выборке доминируют оловянно-свинцовые бронзы с низким содержанием легирующих компонентов, широко представлены многокомпонентные сплавы, свинцовые латуни и изделия из олова. Предметы из серебра, чистой меди и бинарных сплавов встречаются редко. В целом, это распределение совпадает с динамикой использования сырья в местных ювелирных мастерских и свидетельствует об изготовлении предметов христианского и языческого культов новгородскими ювелирами.

Эти предварительные выводы будут дополнены сравнительным анализом аналогичных предметов с территории Древней Руси, Западной Европы и Византии, что даст возможность выявить не только продукцию местных мастеров, но также изделия, поступившие в Новгород благодаря ближним и дальним контактам.

Дальнейшие исследования с применением свинцово-изотопного анализа и масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой (для оценки содержания типоморфных микропримесей), запланированные в рамках междисциплинарного проекта, позволят установить связь металла изучаемых изделий с возможными рудными источниками и оценить динамику поступления ювелирного сырья в новгородские мастерские на протяжении шести столетий.

Источник фото: rsport.ria.ru