Ученые МГУ имени М.В. Ломоносова и Российской академии образования провели исследование зависимости времени использования гаджетов и развития у ребенка саморегуляции, то есть способности контролировать свои эмоции, познавательные процессы и поведение. Именно эти навыки лежат в основе успешной адаптации к школьному обучению, академической и социальной успешности.

В рамках исследования ученые проводили опросы более 3000 родителей и более 800 детей. Результаты показывают, что в возрасте 7-10 лет наивысший уровень саморегуляции наблюдается у тех малышей, которые пользуются гаджетами 1-2 часа в день, а не у тех, кто проводит за ними меньше часа.

«Для каждого возраста есть свое оптимальное время использования гаджетов, и полное исключение ребенка из цифровой среды в условиях современного общества также негативно для его развития, – отмечает заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, академик Российской академии образования Александр Николаевич Веракса. – Дело в том, что содержание общения, игр детей во многом определяется сейчас цифровым контентом, не обладая которым, дети теряют возможность говорить на общие темы со сверстниками».

Вместе с тем исследование показало, что у детей 6-7 лет, пользующихся гаджетами 1-2 раза в неделю, наблюдается более высокий уровень развития саморегуляции и гибкости мышления по сравнению с теми ребятами, кто пользуется ими каждый день.

По статистике, в среднем экранное время ребенка в возрасте 2-4 лет составляет около 2,5 часов в день, а для детей 5-8 лет – более 3 часов в день. Ученые МГУ и РАО рекомендуют не допускать детей до 2 лет к любому взаимодействию с гаджетами из-за возможного негативного влияния на эмоциональное, личностное и когнитивное развитие.

Кроме того, психологи изучили, как разные способы взаимодействия с гаджетами влияют на речевое развитие. Время, проведенное ребенком пяти-шести лет перед экраном пассивно (например, за просмотром видеороликов), отрицательно влияет на способность обрабатывать вербальную информацию. Поэтому для развития речевой сферы больше подходят те программы и приложения, которые требуют от ребенка активных взаимодействий с экраном.

Еще один важный вывод, который делают ученые Российской академии образования: просмотр несоответствующего возрасту, «взрослого» контента детьми в младшем дошкольном возрасте приводит к более бедному словарному запасу. Соответствующие возрасту качественные, хорошо продуманные обучающие видеоматериалы и приложения, наоборот, способствуют развитию языковых навыков и грамотности.

Дети младше 2-2,5 лет не усваивают новые слова из видеофильмов, если родители не используют эти слова в повседневном общении. Ребята лучше всего усваивают слова и материал в целом, который они видят на экране, когда после просмотра родитель задает ребенку вопросы и побуждает его рассказывать отрывки из увиденного сюжета.

Эксперты также отмечают, что с возрастом экранное время дошкольников увеличивается из-за того, что родители меньше регулируют досуг детей. Например, по результатам опроса, 88% малышей в возрасте 6-7 лет самостоятельно пользуются цифровыми устройствами, и родители часто не знают, что именно делают их дети, когда используют гаджеты.

При этом «перегруженный» цифровой контент затрудняет образовательный процесс. Так, «цифровые книги» с интерактивными визуальными или звуковыми эффектами для детей могут снижать понимание ребенком содержания, так как дети отвлекаются на дополнительные эффекты, а также потому что уменьшается общение между ребенком и родителем в процессе чтения.

«Родителям важно участвовать в выборе мультфильмов, приложений и видеоигр для детей и тщательно отслеживать, с какой информацией малыши встречаются в интернете, потому что именно особенности контента играют решающую роль с точки зрения развития ребенка, – рассказывает научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Маргарита Николаевна Гаврилова. – Результаты проведенного нами исследования показали, что в настоящее время не родители, а именно ребенок – инициатор просмотра того или иного контента. Эти данные нельзя оставлять без внимания».

Данные исследования опубликованы в Европейском журнале психологии образования в 2021 году (European Journal of Psychology of Education; Exploring the development of executive functions in children in a digital world, 2021).

 

Информация предоставлена пресс-службой МГУ 

Источник фото: ria.ru