Исследователи предложили пять альтернативных сценариев развития коммерческих грузоперевозок в Евразийской Арктике до 2050 года. Работа опубликована в журнале Futures  и описывает, как глобальное потепление, технологический прогресс и политические факторы могут радикально изменить транспортную карту мира.

Авторы подчёркивают, что таяние арктических льдов открывает новые маршруты между Европой и Азией, но их освоение сопряжено с огромными рисками и неопределённостями.

В исследовании были разработаны пять возможных сценариев — от полной интернационализации Северного морского пути до сворачивания судоходства из-за экологических ограничений или геополитической изоляции.

«Будущее Арктики невозможно предсказать в одной модели. Мы предложили сценарный подход, который учитывает разные варианты — от активного освоения Северного морского пути до его закрытия ради экологии. Такая многовариантность помогает политикам и исследователям увидеть, как решения, принимаемые сегодня, формируют траекторию будущего», — отмечает Елена Ровенская, научный сотрудник кафедры оптимального управления факультета ВМК МГУ.

Модель, созданная учёными, использует подход pluralistic backcasting — метод прогнозирования, который рассматривает не одну «оптимистическую» траекторию, а несколько реалистичных сценариев с учётом множества неопределённостей.

В проекте участвовали эксперты из семи арктических стран, а сама работа выполнена в рамках программы Northern Dimension Institute Think Tank Action при поддержке Европейской комиссии.

«Будущее арктического судоходства зависит не только от климата, но и от темпов глобальной декарбонизации, уровня международного сотрудничества и развития технологий», — подчёркивают авторы.

Сценарии варьируются от модели «Глобальный транспортный маршрут», где Арктика становится частью мировой торговой системы, до сценария «Заповедник», в котором регион полностью закрыт для коммерческой эксплуатации ради сохранения экосистемы.

Авторы отмечают, что результаты исследования могут использоваться при выработке стратегий устойчивого развития арктического региона и долгосрочных решений в сфере транспортной и климатической политики.

 

Информация предоставлена ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова

Источник фото: ru.123rf.com