A, B – пример безопасной природной локации, где гнездятся чайки; C, D – пример «опасной» локации (мусорный полигон), где гнездятся чайки, распространяющие патогенные дрожжи. Источник фото: факультет почвоведения МГУ

A, B – пример безопасной природной локации, где гнездятся чайки; C, D – пример «опасной» локации (мусорный полигон), где гнездятся чайки, распространяющие патогенные дрожжи. Источник фото: факультет почвоведения МГУ

 

Сотрудники факультета почвоведения МГУ в течение семи месяцев изучали дрожжевые грибы в помете обычных сизых чаек, которые ежегодно прилетают в регионы северной и средней полосы России в конце марта – начале апреля и гнездятся здесь вплоть до первых осенних холодов. Однако в этот раз особенно пристальное внимание ученых привлекла колония птиц в Московском регионе, которая выбрала местом гнездования не природную локацию, а обширный мусорный полигон, и питалась не традиционной для чаек пищей – рыбой, частями растений, насекомыми, а большей частью потребляла пищевые остатки и различную так называемую «мусорную еду». 

Как это могло повлиять на состав дрожжевых грибов, которые в непереваренном виде птицы выделяли вместе с продуктами жизнедеятельности в окружающую среду? Были ли среди них те, которые могут причинить вред здоровью человека? Ответы на вопросы представлены в исследовании, поддержанном грантом Минобрнауки № 075-15-2021-1396 в рамках реализации национального проекта «Наука и университеты», и опубликованы в журнале «Birds».

В ходе работы ученые с помощью традиционных микробиологических методов и современных молекулярных методов изучали и сравнивали помет птиц из двух колоний: одной колонии чаек из природной локации (озера в Мещерской низменности) и второй колонии чаек с мусорного полигона, а также определяли виды одноклеточных грибов (дрожжей) и исследовали их патогенные свойства – устойчивость к антибиотикам.

«Оказалось, что в помете птиц с мусорного полигона больше патогенных дрожжей, чем в помете птиц, гнездящихся в природной локации, — говорит один из авторов работы, старший научный сотрудник лаборатории почвенной микробиологии факультета почвоведения Анна Глушакова. — И доля патогенов в помете чаек с полигона становилась все больше, чем дольше они питались “мусорной” пищей. Так, если в апреле, когда птицы только прилетели и обосновались на полигоне, доля патогенных дрожжей в их помете составляла 5.6%, то в октябре, перед самым отлетом на зимовку, – 26.9%. Ничего похожего в помете чаек из природной локации не наблюдалось. Обнаруженные в помете чаек с мусорного полигона патогенные дрожжи Candida и Rhodotorula оказались устойчивыми к широко применяемому во всем мире противогрибковому средству – флюконазолу».

Сизые чайки, как и другие перелетные птицы, когда гнездятся в местах с избытком легкодоступной пищи (а такие места могут возникнуть только при участии человека, и чаще всего это открытые свалки и мусорные полигоны), становятся векторами распространения патогенных грибов, устойчивых к антибиотикам. За счет миграции на длительные расстояния птицы значительно расширяют географию распространения микробов, устойчивых к антибиотикам. А это является глобальной проблемой, касающейся здоровья человека, загрязнения питьевой воды и почвы, и требует пристального мониторинга. Кроме того, будущие детальные исследования собранной коллекция устойчивых штаммов дрожжей будут способствовать решению проблемы антибиотикорезистентности патогенных микроорганизмов. 

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой МГУ