Ученые из лаборатории Казанского университета создали уникальные катализаторы, которые позволяют переработать нефть прямо в пласте. Это снизит затраты на производство и предотвратит экологические риски.

Катализатор уже проверили на практике. Его закачали на месторождении Бока де Харуко (Республика Куба), где в последние годы казанские ученые реализовали уже не один научно-исследовательский проект. Алгоритм работы следующий: каталитически активные металлы необходимо закачать в пласт в виде нефтерастворимого соединения. После разложения закачанного соединения образуются частицы катализатора, которые удерживаются минеральными зернами породы и обеспечивают необходимый процесс химического преобразования нефти.

Подробнее о процессе преобразования рассказал  младший научный сотрудник НИЛ «Внутрипластовое горение» Института геологии и нефтегазовых технологий Фирдавс Алиев:

«В этой работе изучена стадийность формирования активной формы катализатора, представляющей собой наноразмерные частицы сульфида никеля. Сначала образуются наночастицы оксиды никеля, а затем, в ходе контакта с высоковязкой нефтью, которая содержит много серы, происходит сульфидирование катализатора. Сульфиды металлов гораздо более активны, чем оксиды, в процессах преобразования нефти».

Результаты исследования опубликованы в журнале Catalysts.

Источник: КФУ