Дэвид Поппел (David Poeppel) и Сюзанна Диккер (Suzanne Dikker) из Нью-Йоркского университета исследовали мозговую активность совместно работающих людей. Оказалось, что когда люди в группе больше взаимодействуют друг с другом и с окружающим миром, их мозговые волны демонстрируют удивительно похожие закономерности. Этот результат указывает на перспективность исследований неврологии группового взаимодействия в реальных условиях. Подробности работы ученые изложили в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Исследователи использовали портативную ЭЭГ для одновременной записи мозговой активности целого класса старшеклассников в течение семестра во время их обычных занятий. Затем Лу Вань (Lu Wan) и Минчжоу Дин (Mingzhou Ding) из Университета Флориды использовали новые аналитические приемы, чтобы оценить степень синхронизации деятельности мозгов учащихся и насколько степень синхронности варьируется в зависимости от класса и социальной динамики.

«Мы обнаружили, что мозговые волны студентов были более синхронизированы друг с другом, когда они больше занимались во время занятий, — сказала Сюзанна Диккер. — Синхронизация показывала, насколько ученикам понравился учитель и насколько они понравились друг другу, а также зависела от персонального взаимодействия школьников и их личностей. Мы считаем, что все эти эффекты можно объяснить с помощью механизмов общего внимания во время динамического группового взаимодействия».

Исследователи полагают, что уровень синхронности происходит от известного явления, известного как «навязывание ритма». «Ваши мозговые волны как бы ориентируются на звуковые волны или световые пятна во внешнем мире, и чем больше вы обращаете внимание на эти временнЫе ритмы, тем больше ваш мозг фиксируется на них, — объяснила Диккер. — Итак, если вы и человек рядом с вами более сосредоточены, ваши мозговые волны будут более похожими, потому что они ориентируются на одну и ту же информацию».

Синхронизация мозга, скорее всего, поддерживает синхронизированное поведение во время взаимодействия людей. Например, синхронизация требуется, чтобы люди поддерживали беседу, прогуливались, танцевали или несли тяжелый предмет мебели. Полученные данные свидетельствуют о том, что социальная динамика имеет значение, даже когда люди просто слушают одну лекцию или смотрят одно и то же видео.

Теперь исследователи разрабатывают крупномасштабные проекты, в которых они смогут записывать данные мозга и другую биометрию одновременно до 45 человек в одной аудитории. Они надеются найти ответы на вопросы вроде «Каковы "оптимальные" условия для аудитории, чтобы совместно переживать представление или фильм? Есть ли идеальный размер группы? Становится ли значимее переживание, если происходит какое-то взаимодействие непосредственно перед выступлением? Как зрители влияют на исполнителя и наоборот?».