Уже 15 лет социологи проводят Европейское социальное исследование (ESS), изучая, как меняются установки, взгляды, ценности и поведение жителей Европы. С 2006 года в проекте участвует и Россия, а значит, мы имеем возможность сравнить себя с другими европейцами. С местом россиян на «ценностной карте» Европы уже много лет разбирается исследовательская команда Лаборатории исследований массового сознания НИУ ВШЭ под руководством Владимира Магуна. Результаты опубликованы в «Вестнике общественного мнения», издаваемым Аналитическим центром Юрия Левады (Левада-Центр).

Пять типов ценностных ориентаций

В ESS ценности человека определяют всего по двум, но очень емким шкалам. На первой крайние точки — это «сохранение статус-кво» и «открытость новому опыту». На второй «самоутверждение» противостоит «заботе о других». По вашим ответам на вопросы интервьюера будет посчитано, в какой точке каждой из этих шкал находятся ваши ценности. А если их обобщить, то можно говорить о ценностях жителей страны и сравнивать их с ценностями соседей.

На этой базе российские социологи составили более наглядную и целостную типологию ценностей, выделив пять основных ценностных классов.

Тип первый ученые назвали «сильной социальной ориентацией». Это люди, явно предпочитающие коллективные ценности индивидуалистским и одновременно с этим выступающие за стабильность, традиции и безопасность. 

Его противоположность — «сильная индивидуалистическая ориентация». Это человек, максимально открытый новому и выступающий за развитие. Одновременно с этим у него ценности эгоистические явно преобладают над альтруистическими и коллективными.

Суммарно больше половины россиян (54%) склоняются в сторону индивидуалистических ценностей. Больше индивидуалистов только в Венгрии, Чехии и Португалии.

Еще два типа примыкают к этим, ученые дали им название «слабых» ориентаций. В этом случае сочетание признаков то же, но оба они менее выражены.

А вот пятый тип — это принципиально другое сочетание признаков. Социологи назвали его «ценностями роста». Такой человек открыт новому опыту и выступает за постоянное развитие, и в то же время настроен на заботу о других и коллективные ценности.

В научной статье мы, конечно, не найдем красочных портретов представителей каждого из типов, но они вполне узнаваемы. Сильная социальная ориентация, скорее, ассоциируется с человеком старшего поколения «советской закалки». Сильная индивидуалистическая — это эдакий молодой карьерист, «эффективный менеджер». А иллюстрацией для «ценностей роста» может служить, к примеру, человек, который ходит на протестные митинги и в свободное время занят волонтерством, будь то тушение лесного пожара или помощь сиротам — тоже типаж вполне узнаваемый.

Эта последняя группа в глазах социологов уникальна. Все дело в том, что это единственный вариант, когда выбор ценностей не базируется на принципе социального обмена.

«Мы предполагаем, что люди, попавшие в социальные классы, чтобы получить защиту со стороны общества, заботятся об окружающих. На обратном полюсе люди, которые отказываются от защиты социума, живут будто вне его, а за это получают свободу — от социальных норм и даже, возможно, законов. Для людей же с ценностями роста такого обмена нет: забота о других для них — не жертва и плата, а личный выбор», — комментирует один из авторов исследования Максим Руднев.

Ценности роста — большая редкость

В целом по Европе представителей класса «ценности роста» явное меньшинство, около 15%. Цифры при этом очень разнятся от страны к стране, и Россия здесь в явных аутсайдерах: таких людей в нашей стране всего 2%, чуть меньше только в Словакии и Косово.

А на первых позициях этого рейтинга скандинавские страны: Исландия, Швеция, Финляндия, Дания и Швейцария. Там «прогрессивных альтруистов» от 32 до 46% в зависимости от страны. Разобраться с таким разбросом помогает корреляция с другими характеристиками страны, подсчитанная социологами. Анализ показал: преобладание в обществе ценностей роста явно взаимосвязано с ВНД — валовым национальным доходом на душу населения, а также с ожидаемой средней продолжительностью жизни.

Иначе говоря, в странах, где людям живется хорошо, им не нужно торговаться с государством. Кроме того, у них нет страха: если я выступлю против власти, меня могут лишить работы/пенсии/свободы. В общем, действует логика небезызвестной пирамиды Маслоу. «Когда ресурсов много, нет необходимости выбирать, чем жертвовать», — комментирует Максим Руднев.

И в то же время наоборот: когда в стране много граждан, разделяющих ценности роста, это означает, что есть одновременно кооперация и креативность — те факторы, что обеспечивают рост экономике страны.

Что меняется

Российское же общество по структуре ценностей оказалось ожидаемо похоже на другие страны бывшего соцлагеря: примерно также распределены типы в Словакии, Болгарии, Чехии, Польше.

«Итак, получается, что каждый индивид больше похож на представителей своего ценностного класса, живущих в других странах, нежели на своих соотечественников, относящихся к другим ценностным классам», — пишут авторы работы.

Благодаря тому, что Европейское социальное исследование проводится уже много лет, у нас есть возможность не только сравнить себя с другими европейцами, но и посмотреть, как меняются ценности самих россиян.

Главная тенденция, отмеченная в последние годы, — рост числа людей с индивидуалистическими ориентациями. Если в 2008 году в целом по стране преобладали представители социальных ориентаций, то к 2012 году ситуация сменилась на противоположную.

По словам исследователей, сдвиг происходит во многом за счет более молодых поколений, ценности которых сформировались под влиянием мощных политических, экономических и культурных изменений рубежа 1980-90х.

«Недавно опубликованы данные уже новой волны исследования, проведенной в 2014 году, и мы видим, что тенденция сохраняется, индивидуалистов в России с каждым годом все больше, — говорит Максим Руднев, — Но велика вероятность, что экономический кризис все же остановит тенденцию».

Сегодняшняя Россия выглядит примерно так:

Сильная социальная ориентация — 20%
Слабая социальная ориентация — 24%
Слабая индивидуалистическая — 28%
Сильная индивидуалистическая — 26%
Ценности роста — 2%