Галактика Млечный путь, в которой расположена наша Солнечная система, и которой мы привыкли любоваться ясными ночами, не доступна для глаз трети людей на Земле. Такие данные приводят ученые из Италии и США, опубликовавшие новый глобальный атлас светового загрязнения в журнале Science Advances. Коротко об исследовании рассказывает пресс-релиз Университета Колорадо.

Световое загрязнение, вызванное светом городов, — один из самых распространенных на планете видов изменения окружающей среды. Во многих развитых странах вездесущее присутствие искусственного света вызывает световой муар, скрывающий от глаз звезды и созвездия на ночном небе.

«Целое поколение людей в США никогда не видели Млечный путь, — сказал Крис Элвидж (Chris Elvidge) из Национального центра экологической информации NOAA. — Это наша связь с космосом, и она потеряна».

Элвидж с коллегами обновили глобальный атлас светового загрязнения. Используя данные спутника высокого разрешения и точные измерения яркости неба, они дали наиболее аккуратные оценки воздействия светового загрязнения на планету. Также они воспользовались съемкой в приглушенном свете, доступной на спутнике Суоми (NOAA/NASA Suomi National Polar-orbiting Partnership satellite), откалиброванной тысячами наземных наблюдений. Ученые надеются, что этот атлас, наконец, покажет людям, насколько опасно световое загрязнение.

Световое загрязнение наиболее сильно в Сингапуре, Италии и Южной Корее. В то время как в Канаде и Австралии небо остается наиболее темным. В Западной Европе только небольшие области ночного неба еще относительно нетронутые, главным образом, в Шотландии, Швеции и Норвегии. Несмотря на широкие открытые пространства на американском западе, почти половина США находится в зоне светового загрязнения. Национальные парки в США, например Йеллоустоун, представляют собой последние островки, свободные от светового загрязнения.

Световое загрязнение, по сути, обкрадывает людей, лишая их красоты ночного звездного неба, считают авторы работы. Неестественный свет может обмануть или подвергнуть опасности обитателей дикой природы: насекомых, птиц, морских черепах, что часто приводит к смертельным последствиям. К счастью, избыток света можно контролировать, ограничивая его или экранируя, а зачастую просто выключив.

Световое загрязнение городов исследуют и ученые из Томского политехнического университета. Их интересует, как неправильное использование осветительных приборов меняет биоритмы животных.