Ученые из Томского политехнического университета (ТПУ) исследуют световое загрязнение городов — как неправильное использование осветительных приборов способно менять биоритмы человека и всех живых существ. О работе рассказывает сайт университета.

Исследование позволяет рассчитать, какое количество света, создаваемое искусственными источниками, отражается от облаков и рассеивается в нижних слоях атмосферы. В частности, за счет того, что многие приборы в парковых зонах сделаны так, что светят во всех направлениях, город не только тратит впустую огромное количество электроэнергии, но и вредит здоровью своих жителей. Ночью в городах слишком светло, предупреждают ученые: из-за этого сбиваются циркадные биоритмы человека, отвечающие за смену дня и ночи, что становится причиной стрессов. К тому же, световое загрязнение становится причиной изменения маршрутов миграции птиц и животных: их привлекают большие световые «пятна» города, сбивая с пути.

Исследователи проводят комплексный анализ световых конструкций, расположенных в городе: уличных фонарей, рекламных щитовой, архитектурной подсветки и так далее. Все они — источники светового загрязнения. После замеров освещенности пешеходной зоны и дорожного полотна становится возможным установить, какой бесполезный поток уходит в небо.

Ученые ответили и на вопрос о новогодней иллюминации — она как раз не вносит существенного вклада в световое загрязнение города. «Новогодние гирлянды, украшающие город, имеют минимальную мощность. Это позволяет им выполнять свою функцию, но не создавать лишние световые потоки. Причина в том, что новогодняя иллюминация уже достаточно изучена, и необходимая мощность светодиодов определяется еще на стадии производства», — пояснила руководитель исследования Ксения Толкачева.

По окончании анализа томские ученые планируют представить комплексную модель безопасного и экономичного городского освещения, которую можно будет применить и в Томске, и распространить на другие города.