Елена Александровна Дергачева, профессор РАН, доктор философских наук, соруководитель Брянской научно-философской школы. Фотография из поездки на Алтай по программе «Больше, чем путешествие» президентской платформы «Россия – страна возможностей» и Российского общества «Знание» в качестве награды за чтение лекций в рамках школы профессоров РАН. Фотография предоставлена Е.А. Дергачевой

Елена Александровна Дергачева, профессор РАН, доктор философских наук, соруководитель Брянской научно-философской школы. Фотография из поездки на Алтай по программе «Больше, чем путешествие» президентской платформы «Россия – страна возможностей» и Российского общества «Знание» в качестве награды за чтение лекций в рамках школы профессоров РАН. Фотография предоставлена Е.А. Дергачевой

 

Сегодня человек все активнее преобразует окружающую среду для удовлетворения собственных нужд. На экологические вызовы, стоящие перед человечеством, отвечают представители не только естественных наук, но и гуманитарных. Так, в 2002 г. при Брянском государственном техническом университете была создана научно-философская школа социально-техногенного развития мира. Особое внимание там уделяют техногенному общественному развитию, трансформирующему воздействию техногенного общества и стремительно растущей техносферы на земную жизнь и человека. Как в погоне за научно-технологическим прогрессом не утратить ценные ресурсы нашей планеты? Об этом мы говорим с соруководителем Брянской научно-философской школы, профессором РАН, доктором философских наук, экономистом, профессором факультета отраслевой и цифровой экономики Брянского государственного технического университета Еленой Александровной Дергачевой.

— Елена Александровна, расскажите, пожалуйста, о Брянской научно-философской школе, как она возникла, с чем связано развитие направления, которое посвящено техногенному обществу и его влиянию на нашу планету?

— Философы действительно занимаются не только осмыслением проблем социального развития общества, но также и осмыслением социоприродных процессов. И если в начале XX в. один из великих российских ученых-естествоиспытателей и философов социоприродного направления В.И. Вернадский впервые поставил вопрос о том, что общество коренным образом начинает воздействовать на биосферу Земли и таким образом уже определяет характер развития жизненных процессов на планете Земля, то 100 лет спустя, в начале XXI в. именно философы вслед за В.И. Вернадским занимаются изучением воздействия техносферы, искусственного мира на характер социального и природного развития [4].

Наш мир становится социально-техногенным, поскольку масса техносферы, искусственной среды, по оценкам исследователей, уже в 2020 г. сравнялась с массой биоты. В ближайшие полтора-два десятилетия она намного превысит массу живых организмов биосферы. В ракурсе этой исследовательской проблематики в 2002 г. на базе Брянского государственного технического университета была образована междисциплинарная школа исследований социально-техногенного развития мира, социотехноприродных процессов и смены эволюции жизни. Ее основатель и бессменный руководитель — выпускник Брянского университета 1959 г., социолог-урбанист, доктор философских наук, профессор Э.С. Демиденко.

Е.А. Дергачева читает лекцию школьникам в рамках школы профессоров РАН. Фото предоставлено Е.А. Дергачевой

Е.А. Дергачева читает лекцию школьникам в рамках школы профессоров РАН. Фото предоставлено Е.А. Дергачевой

 

Начиная с 2002 г. он вовлек в эти исследования не только философов, которые в перспективе защищали кандидатские, докторские диссертации, но и представителей других наук: экономических, технических, психологических, биологических и т.д., которые в своем синтезе смогли создать картину нового эволюционного развития мира и природы. Можно сказать, что мы изучаем мир, техносферу, социально-техногенную трансформацию биосферы, новые закономерности развития мира и с философских, и с естественно-научных позиций. Это интегративные социотехноприродные процессы, потому что важнейшим фактором эволюции становятся именно односторонне развиваемое общество и формируемая им техносфера. Они определяют и образ жизнедеятельности людей, и техногенные изменения биологических процессов. Поэтому этот новый, интегрированный мир должен изучаться на междисциплинарном фундаменте, которым и становится философия.

Если 2,5 тыс. лет назад именно с философии начались исследования мира, постановка различных проблем, то в XVII в. наука отделилась от философии, выделилась в отдельный социальный институт, началось дисциплинарное дробление. Но в начале XXI в. мы вновь приходим к необходимости объемного исследования процессов, происходящих в мире, и на помощь здесь вновь приходит философия.

Э.С. Демиденко еще в 1993 г. доказывал, что под воздействием многочисленных техногенных факторов, а именно различных искусственных технических и химических включений, в нашей окружающей природной среде происходит существенное ослабление человеческого организма. Это подтверждается статистическими данными, которые присутствовали в исследованиях биологов, почвоведов и медиков. Тогда пришло понимание, что нужно объединить разрозненные науки. Если раньше многие науки отрывались от философии для углубленного изучения реальности, то для осмысления разрастающейся социально-техногенной проблематики жизни приходит время изучать ее и трансформирующийся земной мир на научно-философской основе. 

Почему на научно-философской? Потому что философия вынуждена для доказательств опираться на более глубокие знания о мире, особенно на научно-статистические данные, многогранный социальный опыт человечества, что позволяет ей строить обобщающие прогнозы и гипотезы, которые впоследствии находят (или нет) подтверждение в науках: насколько верно та или иная наука вписывается в сам вектор развития земного мира.

Иллюстрация на тему деградации земель. Авторство: Фредерик Вейерхойзер / Всемирный фонд дикой природы

Иллюстрация на тему деградации земель. Авторство: Фредерик Вейерхойзер / Всемирный фонд дикой природы

 

— Почему происходит деградация земель и насколько этот вопрос актуален для нашей страны? Есть ли различия по ситуации в России и в мире?

— Процесс деградации земель развивается не одно столетие. С переходом человека от присваивающей к производящей экономике, а это было в эпоху неолитической революции, человечество начало активное окультуривание земной биосферной природы. На протяжении почти 10 тыс. лет эволюции производящей экономики аграрного типа человек не обладал прорывными искусственными технологиями, которые бы существенно изменили характер биологических процессов в природе. Окультуривание природы велось на основе земледельческих, биосферных технологий, которые существенным образом не изменяли характер процессов в естественной природной среде. Хотя следует отметить, что и тогда были локальные экологические кризисы. Но человечество расширяло площади хозяйствования, переходило с менее плодородных земель на более плодородные, осваивая таким образом планетарное пространство суши. Так осуществлялась земледельческая глобализация, или мягкая социализация, природы обществом.

Тенденции экосистем Земли, опубликованные в докладе Всемирного фонда природы «Живая планета» в 2018 г. Источник: Всемирный фонд дикой природы 

Тенденции экосистем Земли, опубликованные в докладе Всемирного фонда природы «Живая планета» в 2018 г. Источник: Всемирный фонд дикой природы 

 

На рубеже XVII–XVIII вв. произошла промышленная революция, изменившая характер хозяйственной деятельности. Тогда человек продолжил вести производящую экономику, но уже индустриального типа, основанного на искусственных, машинных технологиях. Их относят к технологиям небиосферного типа, так как они созданы человеком на основе достижений в практике, а затем науке, технике и техносфере в целом. Несмотря на то что наука в то время была существенно отстранена от влияния на технологическое развитие (изобретения были результатом деятельности инженеров-самоучек), именно 300 лет назад начинаются активное техногенное развитие и перестройка природы хозяйствующим обществом. Тогда началось активное формирование искусственной среды в городах, сосредоточивших в себе многие новшества науки и техники. Если за период десятитысячелетней аграрной истории до 1700 г. было израсходовано примерно 1,5 млрд га плодородных земель, то за период техногенного развития человечество всего лишь за три столетия уничтожило еще 0,7 млрд га. Сейчас тех почв, которые использует человек (а их насчитывают от 1,5 до 2 млрд га), по разным оценкам хватит на ближайшие полтора-два столетия [8]. Об этом говорят расчеты нашей Брянской научно-философской школы на основе данных крупнейших отечественных геологов, биологов и почвоведов: В.В. Докучаева, А.П. Павлова, В.И. Вернадского, В.А. Ковды, Г.В. Добровольского, А.В. Яковлева и других. Эта информация о гибели биосферных почв и о социально-техногенном развитии мира представлена в научном докладе «От глобальной деградации биосферы к смене эволюции жизни» (Э.С Демиденко, Е.А Дергачева) [2], который стал лауреатом конкурса лучших статей профессоров РАН в 2018 г.

Что такое почвы? Это среда обитания более 90% видов живых организмов и оболочка высокой концентрации и разнообразия жизни на Земле (Г.В. Добровольский). О гибели этой оболочки говорилось в статье видного эколога-почвоведа академика Г.В. Добровольского, опубликованной в статье в «Вестнике РАН» «Тихий кризис планеты» еще в 1997 г. [8]. Термин для заглавия статьи он взял у американского исследователя Лестера Брауна, который тоже занимается экологической проблематикой. Ученые исследовали, как исчезает почвенный покров на Земле, предупреждая человечество о грядущих проблемах, но тогда они не делали прогноза о сроках гибели биосферы. За 500 лет «эффективного» хозяйствования американского капитализма на этой территории было уничтожено 95% биосферных лесов и почв. Более того, в ХХ в., как отмечается в монографии И.С. Ларионовой и А.А. Алексеева «Системное мышление в практике биолога и врача: философский анализ» [9], количество полезных веществ в почвах сократилось в три раза, по некоторым элементам (йод и железо) — в десять и более раз. По этой причине около 80% взрослого населения страдает избыточным весом, включая 38,2% с ожирением. На эти самые неблагоприятно высокие показатели обращает внимание и нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц [10].

Если сравнивать индустриально-техногенный вектор развития России, то, как вы знаете, мы обладаем более чем двумя третями биосферных биологических ресурсов и примерно половиной почв от всего числа, что есть на земном шаре. Это подтверждается данными, которые представлены Всемирным фондом дикой природы, опубликованных в его справочнике 2018 г.

Для России прогноз наличия биосферных биологических ресурсов более благоприятный, но мы должны бросить все свои усилия, междисциплинарный потенциал на то, чтобы сохранить биологическое биосферное вещество не только для воспроизводства нашего населения, но и для наших потомков, потому что пока человек не придумал на основе био- и вермитехнологий (вермитехнология — мероприятия по культивированию компостных дождевых червей на разных субстратах в различных экологических условиях, производство и накопление их экскрементов, получение вермикомпоста и биомассы червей. — Примеч. авт.) аналогов, сопоставимых по своей мощности с природным потенциалом биосферы.

Е.А. Дергачева читает лекцию школьникам в рамках школы профессоров РАН. Фото предоставлено Е.А. Дергачевой

Е.А. Дергачева читает лекцию школьникам в рамках школы профессоров РАН. Фото предоставлено Е.А. Дергачевой

 

— Почему мы так безрассудно исчерпываем то, что должны ценить в первую очередь? Это заложено в человеке, в нашей природе?

— Человек всегда стремился к социально-экономическому благополучию, созданию комфортной и благоприятной среды существования. По понятиям современного человека, она сконцентрирована в городах, в которых в начале XXI в. проживает более половины населения земного шара. Для сравнения можем взять рубеж XVIII–XIX вв., когда все население было сельско-земледельческим. Тогда всего 5% населения земного шара проживало в городах. За последние 220 лет население планеты возросло в восемь раз, при этом население городов — в 80 раз, от 50 млн человек до 4 млрд человек. Наша философская школа считает, что это вызвано преобладанием развития империализма в мире западного колониального англосаксонского типа. Именно он не ставит своей целью сохранение биосферы. Свое избыточное благополучие он строит за счет колониального грабежа и уничтожения биосферных ресурсов. Так, например, как подсчитали ученые Индии, за то время, когда она была колонией Великобритании, англичане вывезли оттуда 45 трлн разных ценностей. А как подсчитали ученые Испании, за последние 50 лет размеры уничтожения природных ресурсов распределяются так: на долю США приходится 27%, ЕС — 25%, Японии, Канады и Австралии — 22%, Китая — 15%. В этих странах проживают 2,5 млрд человек. На долю остальных 5,5 млрд человек (Индия, Россия, Бразилия и др.) приходится всего 11% природных ресурсов. Ведущий автор доклада профессор Джейсон Хикель из Института экологических наук и технологий Автономного университета Барселоны (ICTA-UAB) назвал результаты исследований «драматичными и тревожными», а мы, представители Брянской научно-философской школы, считаем, что следование по англосаксонскому пути приведет к гибели биосферы и, возможно, человечества.

Что дает самые высокие доходы? Различного рода промышленные товары и городская техносфера. Нужно обращаться к человечеству. Такая попытка была сделана президентом РФ В.В. Путиным еще в 2015 г. на Ассамблее ООН, он предложил срочно провести международную конференцию по обсуждению политики отношений между биосферным и техносферным развитием, но США и другие страны ушли от этого, сконцентрировав внимание на климатических проблемах.

Мы думаем о комфортной жизненной среде обитания для того, чтобы чувствовать себя освобожденными от природы. Человек считает, что наличием гаджетов и других технологий он обеспечивает себе полноценные самореализацию и существование. Но на самом деле, приобретая такое могущество над силами природы, мы забываем о том, что относимся к биологическим организмам биосферного происхождения. И то, что мы постоянно сидим за компьютером, приводит к тому, что за последние 100 лет наша физическая нагрузка сократилась в десятки раз по сравнению с земледельцами.

Если рассматривать россиянина конца XX — начала XXI в., это обернулось ростом цивилизационных болезней, среди которых первое место занимают сердечно-сосудистые (ухудшается натренированность человеческого организма). Как следствие экспансии этих техногенных веществ возрастает онкологическая нагрузка, я уже не говорю об аллергических, неврологических заболеваниях, становящихся следствием такого замкнутого техносферного образа жизни. То есть мы строим «техносферный кокон человеческой жизнедеятельности» — максимально комфортную городскую среду, но абстрагированную от естественного мира.

В 1991 г. начался первый этап эксперимента «Биосфера-2». В пустыне Аризоны в США смоделировали замкнутую экологическую систему, что может быть полезно для построения автономных поселений в космосе или в случае крайнего ухудшения условий жизни на Земле. Внутреннее пространство лаборатории было разделено на семь блоков, среди которых — тропический лес, океан, пустыня, саванна и мангровый эстуарий. Цель эксперимента — узнать, смогут ли человек и другие живые существа жить в замкнутой среде. В первом этапе эксперимента участвовали восемь человек: четверо мужчин и четыре женщины. Уровень кислорода на первом этапе упал до опасного уровня, поэтому пришлось его искусственно закачивать извне. Во втором этапе люди уже не участвовали. На фотографии участники эксперимента. Источник: techinsider.ru

В 1991 г. начался первый этап эксперимента «Биосфера-2». В пустыне Аризоны в США смоделировали замкнутую экологическую систему, что может быть полезно для построения автономных поселений в космосе или в случае крайнего ухудшения условий жизни на Земле. Внутреннее пространство лаборатории было разделено на семь блоков, среди которых — тропический лес, океан, пустыня, саванна и мангровый эстуарий. Цель эксперимента  узнать, смогут ли человек и другие живые существа жить в замкнутой среде. В первом этапе эксперимента участвовали восемь человек: четверо мужчин и четыре женщины. Уровень кислорода на первом этапе упал до опасного уровня, поэтому пришлось его искусственно закачивать извне. Во втором этапе люди уже не участвовали. На фотографии участники эксперимента. Источник: techinsider.ru

 

Давайте сравним, сколько питательных веществ получает человек из яблок в наше время и получал в начале XX в. И.С. Ларионова и А.А. Алексеев отмечают в монографии, что в прошлом веке обычный земледелец съедал одно-два яблока в день, из которых он получал то же количество полезных веществ, что и современный человек из 25–50 яблок [9]. По некоторым данным, то же касается и апельсинов, и многих других питательных фруктов, выращиваемых сейчас на гидропонике и при помощи других биотехнологий.

Многие считают, что изменение климата благоприятно скажется на росте биологической продуктивности полей, насыщении человеческого организма питательными элементами. Но уже есть исследования, говорящие об обратном. Увеличение количества углекислого газа (одного из парниковых газов, выделяющихся в атмосферу вследствие деятельности человека) в теплицах, где выращивали рис, привело к тому, что урожай практически не содержал витаминов группы В и некоторых других. Получается, что мы движемся к обедненному характеру природного неблагополучия для человека. Не говоря о том, что производство и сама техносфера забирают кислород из атмосферы, а производится он биологическими организмами, в первую очередь растениями, которых за 50 лет (1970–2020 гг.) стало меньше на 68%. 

Фото девушки, которая вдыхает воздух из баллона.  Циньлин, Китай, 2017 г. Источник: news.chinaxiaokang.com

Фото девушки, которая вдыхает воздух из баллона.  Циньлин, Китай, 2017 г. Источник: news.chinaxiaokang.com

 

В перспективе это может привести к тому, что мы будем моделировать над городами «купол» или «кокон», чтобы искусственно воспроизводить кислород — составляющую биосферы. В некоторых городах Китая люди уже покупают кислород в баллонах со скалистых гор Канады, чтобы получить этот недостающий человеческому организму компонент. Россия пока до этого уровня не дошла, но в перспективе может столкнуться с нехваткой кислорода. Поэтому требуются самые серьезные меры, которые бы принял человек для сохранения нашего биосферного благополучия.

— Возможно ли развитие экономики с сохранением биоразнообразия и биосферы?

— Сегодня экономисты ставят вопрос о необходимости коренным образом менять парадигму экономического развития, потому что она направлена на рост богатств населения, в первую очередь элиты, и на активную экспансию искусственных процессов, перестраивающие естественные и биологические процессы в природе [6].

Постепенно приходит понимание того, что экономика должна пересмотреть свою методологию. Наша научно-философская школа в Брянском государственном техническом университете работает над программой экономики сохранения биосферного биологического вещества, экономики гуманного типа, которая как раз ориентирована на биосферосберегающие технологии. Мы также включаем экономику в комплексную программу стратегического социально-биосферного развития регионов Российской Федерации. В перспективе она может быть представлена и для мирового сообщества.

Еще раз подчеркну, что это требует консолидации усилий на междисциплинарной платформе. И таким объединяющим звеном может выступать именно философия.

— Елена Александровна, расскажите, пожалуйста, какие действия человек может предпринять для того, чтобы остановить деградацию земель и снижение биоразнообразия на нашей планете?

— Это достаточно трудный и многоаспектный вопрос. В первую очередь нужно заняться рационализацией биологических ресурсов: разработкой рациональных технологий сохранения биосферного биологического вещества, оставшегося на планете. Следует начать с мониторинга почв, гумусного состава почв. Это предполагает консолидацию усилий и Министерства сельского хозяйства РФ, и Правительства РФ, и фундаментальных работ научного сообщества РФ [3]. Что касается населения, необходимы просвещенческие научно-популярные лектории, знакомящие научную общественность и гражданское общество с тем, что реально происходит на планете.

Образование в основном направлено на подготовку узкодисциплинарных специалистов, но это можно скорректировать с учетом проведения на общественной основе курсов дополнительного образования, в которых рассказывалось бы о трендах мирового развития, о трендах социотехноприродных изменений.

Ведь меняется не просто эволюционная картина мирового развития, меняется и научная картина мирового развития. Каждая наука ответственна за свой предмет и объект исследований, но, соединяя эту разрозненную картину и представляя в научно-популярной форме для общества все эти изменения, мы можем предотвратить многие опасные перспективы необдуманного техногенного развития [12].

Марсоход NASA Perseverance оглядывается на свои следы, которые он оставил днем ранее. 18 марта, 2022 г. Источник: NASA

Марсоход NASA Perseverance оглядывается на свои следы, которые он оставил днем ранее. 18 марта, 2022 г. Источник: NASA

 

Наша важнейшая задача — сохранить биосферу и дать ей возможность продолжить гармоничное развитие, но с учетом существующих технологий и безопасного формирования техносферной, городской среды жизни.

Не хотелось бы, чтобы это постбиосферное биотехнологическое развитие в городской среде проходило на опустыненных почвах и даже без участия человека.

Школьники и некоторые представители зрелого поколения с восторгом говорят о полетах на Марс, о его освоении. Но на самом деле у нас начинается омертвление Земли, ее биосферы. И, возможно, мы придем к той же самой картине на планете Земля, которая характерна для Марса. А согласно исследователям РАН, Марс приобрел такой внешний облик около 4 млрд лет назад, и это примерно то время, когда начинается отсчет биосферного развития на нашей планете.

Поэтому стоит обратить наши взоры на Землю, заняться решением насущных проблем, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений.

 

Список литературы

  1. Антропо-техногенная деградация биосферы: предложения по ее преодолению: Труды Российской междисциплинарной научно-практической конференции / ИНИОН РАН. М., 2014. 248 с.
  2. Демиденко Э.С., Дергачева Е. А. От глобальной деградации биосферы к смене эволюции жизни: Научный доклад. М.: Изд-во РАН, 2017. 28 с.
  3. Демиденко Э.С., Дергачева Е.А. Глобальная гибель биосферы и поиск путей сохранения биосферной жизни // Вестник Моск. ун-та. Серия 27. Глобалистика и геополитика. 2021. № 2.
  4. Демиденко Э.С., Дергачева Е.А. Техногенное развитие общества и трансформация биосферы. М.: Красанд/URSS, 2010, 2017. 288 с.
  5. Демиденко Э.С. Экотехнологический апокалипсис, или «конец света» природного человека (Доклад XIX Всемирному философскому конгрессу в Москве). Брянск: Очаг, 1993. 50 с.
  6. Дергачева Е.А. Биотехнологические перспективы развития рыночной экономики // Инновации. 2020. № 6. С. 22-31.
  7. Дергачева Е.А. Технократический характер современной рыночной экономики // Век глобализации. 2021. № 3 (39). С. 19-32.
  8. Добровольский Г.В. Тихий кризис планеты // Вестник РАН. 1997. Т. 67. № 4. С.313-320.
  9. Ларионова И.С., Алексеев А.А., Системное мышление в практике биолога и врача: философский анализ. Т.1. М.: УРСС, 2008.с.43
  10. Строганова М.Н. Земельные ресурсы мира // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М.; СПб; Нью-Йорк, 2006. С. 339-340; Яковлев А.С. Проблемы охраны почв и органическая продукция // Природно-ресурсные ведомости. 2014. № 2.
  11. Стиглиц Дж. Люди, власть и прибыль: прогрессивный капитализм в эпоху массового недовольства. М.: Альпина Паблишер, 2021. 430 с.
  12. Demidenko E.S., Dergacheva E.A. Socio-Technogenic Development of the Earthly World: Interdisciplinary Research: Monograph. Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2021. 172 p.
  13. Фотографии в галерее из поездки Е.А. Дергачевой на Алтай по программе «Больше, чем путешествие» президентской платформы «Россия – страна возможностей» и Российского общества «Знание» в качестве награды за чтение лекций в рамках школы профессоров РАН. Предоставлены Е.А. Дергачевой. Июнь 2022 г.