В Европе критике подверглись исследования влияния паров дизельного топлива, проводимые на обезьянах и людях по заказу автомобильных корпораций. Обсуждение проблемы поднимает много вопросов об этике так называемых корпоративных исследований, в отличие от академических, ничем, кроме законодательства, не регулируются. О ситуации рассказывает издание The Conversation.
Тесты проводились учеными от имени ныне расформированной Европейской исследовательской группы по охране здоровья и окружающей среды в транспортном секторе (EUGT). Исследования были профинансированы несколькими автомобильными гигантами — компаниями Volkswagen, Daimler и BMW.
Целью исследований было наблюдать загрязняющее действие на организм выбросов от дизельных автомобилей с использованием современных технологий очистки выхлопных газов. Фактически все испытуемые в ходе тестов просто дышали этими выхлопами, а ученые измеряли разные показатели их здоровья.
И хотя заказчики исследований ставили целью доказать, что современные системы наносят меньше вреда здоровью, чем старые, никто из них, тем не менее, не называет выбросы полностью безвредными. Добровольцы рисковали своим здоровьем за вознаграждение, а подопытных обезьян никто просто не спрашивал. Оба варианта вызывают много вопросов с точки зрения этики научных исследований. Фактически вопрос ставится так — соизмерима ли польза от таких исследований с тем вредом, что получают в ходе него участники экспериментов. Если с испытаниями новых лекарств все чуть понятнее — положительный результат будет означать пользу для огромного количества людей — то в данном случае пользу извлекают корпорации.
[Иллюстрация: Shutterstock]