Энтомологическое общество Америки обновило основной перечень обычных названий насекомых, известных науке. В измененной классификации по состоянию на 15 февраля учтены генетические и другого рода свидетельства в пользу того, что термиты не составляют отдельный отряд, а относятся к отряду тараканов под названием Blattodea.

Специалист по термитам из Лондонского Музея естествознания Пол Эгглтон сказал, что произошедшая перестановка напомнила ему исключение Плутона из списка планет в 2006 году. Однако, по его мнению, она вряд ли вызовет волну возмущения и протестов. Специалисты еще с 1934 года рассматривали возможность того, что термиты могут быть отнесены к отряду тараканов. Первым свидетельством в пользу этого представления было обнаружение в пищеварительной системе термитов нескольких групп микробов, отвечающих за переваривание древесины и идентичных тем, что есть и в некоторых видах тараканов.

С тех пор как биологи поняли, как можно использовать образцы ДНК для определения генеалогического родства, начали накапливаться доказательства того, что термиты эволюционировали как ветвь обширного родословного древа тараканов. В 2007 году Эгглтон вместе с коллегами использовал генетические данные очень большого количества видов, чтобы построить новое древо. В исследовании, названном «Смерть отряда» (англ.: Death of an Order), термиты были помещены на генеалогическом древе рядом с тараканами рода Cryptocercus.

Эколог Коби Шаль из Университета штата Северная Каролина, интересующийся тараканами, утверждает: «Термиты, по сути, лишь тараканы, обладающие социальной организацией». Многим видам тараканов в той или иной форме свойственна социальная жизнь, однако термиты в этом плане сильно выделяются. Они считаются общественными насекомыми (подобно муравьям и пчелам), и в их колониях за размножение отвечают лишь несколько особей.

После нескольких лет дебатов в организации американских энтомологов пришли к выводу, что наступило время взглянуть на классификацию термитов по-новому. Решение было принято путем голосования на февральском собрании исполнительного совета организации. Обычные названия отдельных видов при этом, конечно, по-прежнему будут содержать слово «термит».

[Иллюстрация: CSIRO / Wikimedia Commons]