Исследователи из Медицинской школы Университета Северной Каролины (США) обнаружили, что теломеры на концах хромосом содержат достаточно генетической информации для производства двух небольших белков с потенциально мощными биологическими свойствами, передает EurekALert!. Открытие представлено в журнале Proceedings of the National Academy of Science.

Теломеры — это области на кончиках наших хромосом, которые защищают их и не дают им «склеиваться» с другими хромосомами. Они содержат уникальную последовательность ДНК, состоящую из бесконечных повторов оснований TTAGGG, которые каким-то образом препятствуют прилипанию хромосом друг к другу. Считалось, что именно из-за этих простых повторений ДНК теломеры не могут кодировать белки. Новое же исследование показывает, что эти части хромосом содержат генетическую информацию для производства двух небольших белков. Один из этих белков повышен в некоторых раковых клетках человека, а также в клетках с дефектами, связанными с теломерами.

Эксперименты ученых показали, как теломерная ДНК может заставить клетки производить сигнальные белки, которые назвали VR (валин-аргинин) и GL (глицин-лейцин). Сигнальные белки — это химические вещества, которые запускают цепную реакцию других белков внутри клеток, что затем вызывает биологическую функцию, важную для здоровья или болезни.

Команда химически синтезировала VR и GL, чтобы изучить свойства белков с помощью мощных электронных и конфокальных микроскопов, а также современных биологических методов. Так они обнаружили, что белок VR присутствует в повышенных количествах в некоторых раковых клетках человека, а также клетках пациентов, страдающих заболеваниями, вызванными дефектом теломер.

«Мы считаем возможным, что с возрастом количество VR и GL в нашей крови будет неуклонно расти, потенциально обеспечивая новый биомаркер биологического возраста в отличие от хронологического, — сказал Тагрид Аль-Турки, доктор наук, один из авторов работы. — Мы думаем, что воспаление также может вызывать выработку этих белков».

Авторы работы считают, что по простым анализам крови на эти белки можно проводить ценный скрининг некоторых видов рака и других заболеваний человека. Также по этим тестам всегда можно оценить «здоровье» теломер, так как теломеры укорачиваются с возрастом.

[Фото: GRIFFITH LAB, UNC LINEBERGER]