Объявлен победитель премии TED, которая ежегодно вручается людям, чьи разработки способны оказать существенное влияние на развитие техники. В этом году, как сообщает The New York Times, ее получила Сара Паркак (Sarah Parcak) из университета Алабамы в Бирмингеме (США) за работу по выявлению мест грабительских раскопок в Египте при помощи карт, полученных со спутника.

Грабительские раскопки в Египте являются серьезной помехой в работе археологов. Причем проблема не только в том, что при таких «раскопках» теряется ценный археологический материал, при этом грабители могут практически уничтожить или серьезно повредить памятник, который ограбили. Деньги от продажи древностей могут еще и идти на поддержку терроризма или других опасных организаций — например, многие уверены, что подпольная торговля древностями составляет заметную статью доходов т.н. «Исламского государства» (запрещена в РФ).

Сара Паркак предложила оригинальный способ, который может помочь археологам и полиции хотя бы понять, какие археологические памятники недавно подверглись разграблению. Для этого она использовала ряд спутниковых снимков одного и того же места, сделанных раз в несколько лет. Как оказалось, грабительские раскопки, по крайней мере, на территории Египта, с воздуха выглядят как черные точки и очень хорошо заметны, соответственно, если на более раннем снимке эти точки отсутствуют, можно предположить, что грабители тут были относительно недавно. Поскольку во многих случаях грабители приходят на те археологические памятники, где раньше или рядом с которыми уже успели поработать археологи, то ученые могут предположить, какого рода объекты из этого региона могу появиться в продаже и соответственно дать своего рода ориентировку полиции. Кроме того, ее методика может быть просто полезна для оценки того, насколько активно сейчас действуют грабители.

При этом, по словам Сары Паркак, общее количество археологических памятников насколько велико, что ученые на сегодняшний день работают примерно с 1% из их. Также она отметила, что проблема черной археологии не уникальна для Египта, с точно такими же трудностями сталкиваются ученые по всему Ближнему Востоку, например, в Ираке, в Перу, Индии и Китае, а также и в России.