Нептуний — химический элемент № 93 в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, искусственно полученный из урана посредством ядерных реакций. На Земле он встречается в незначительных количествах.

В 30-е г. XX в. группа ученых во главе с Энрико Ферми начала проведение специальных экспериментов: химические элементы начали облучать нейтронами с целью получения новых элементов. Нейтронной бомбардировке подверглись все химические элементы таблицы Менделеева, но самые большие надежды при этом возлагались на уран, находившийся тогда в самом конце таблицы под номером 92. По результатам эксперимента 1934 г. выделили нечто похожее на радиоактивный рений, но все равно оставались сомнения — уран в то время считался элементом шестой группы Периодической системы и новый элемент предположительно был химическим аналогом рения, элемента седьмой группы. Так что найденный радиоактивный рений вполне мог быть именно рением, а не элементом № 93.

Важнейшим результатом исследований Энрико Ферми стало выявление способности атомных ядер поглощать нейтроны и после испускания электрона превращаться в ядра атомов нового химического элемента. В 1938 г. немцы Отто Ган, Фриц Штрассман и Лиза Мейтнер попытались создать новые химические элементы путем введения нейтронов в ядра урана, но вместо этого они получили расщепление (деление) ядер урана, открыв таким образом деление атомного ядра.

Это открытие заинтересовало многих физиков, в частности Эдвина Макмиллана и Филиппа Абельсона. После ряда экспериментов в мае 1940 г. они, бомбардируя ядро урана тепловыми нейтронами в Радиационной лаборатории в Беркли, обнаружили, что некоторые из ядер атомов урана-239 при бомбардировке нейтронами не подвергались расщеплению, а распадались, образуя новый элемент, ядро атома которого содержало 93 протона и электрона. Эдвин МакМиллан предложил назвать ядра этого элемента нептунием — по аналогии с солнечной системой, в которой за планетой Уран следует Нептун. В 1948 г. появилось его обозначение — Np. А в 1951 г. за эту и другие работы Эдвин МакМиллан и его коллеги получили Нобелевскую премию по химии.

В наше время нептуний-239 используется в наработке оружейного плутония-239 и в качестве сырья для изготовления плутония-238. В свою очередь плутоний-238 используется при изготовлении радиоизотопных термогенераторов для обеспечения космических аппаратов электричеством.

Материал подготовлен по открытым источникам.

Фото на главной странице: Википедия