Японские ученые изучили органы чувств тараканов-самцов вымершего вида Huablattula hui. Они изучили образец, сохранившийся в куске янтаря из Мьянмы, возраст которого оценивается примерно в 100 миллионов лет, сообщает пресс-служба университета Хоккайдо. Результаты исследования опубликованы в журнале The Science of Nature.

Исследователи обнаружили, что, в отличие от современных видов, у H. hui были относительно большие, хорошо развитые глаза. Этот вид скорее всего был активен днем в светлой и открытой среде, в отличие от многих существующих тараканов, которые живут в темных местах – например, в лесных подстилках или в пещерах.

На антеннах H. hui меньше рецепторов, чувствительных к запахам и изменениям температуры, но зато преобладают сенсорные рецепторы, похожие на те, что используют самцы богомолов, чтобы обнаружить половые феромоны. Вероятно, H. hui мог использовать их с той же целью.

В целом наблюдения показывают, что тараканы, жившие в меловой период – 145–66 миллионов лет назад, – могли обитать в более разнообразных средах, по сравнению с их родственными видами, живущими сегодня.

Глаза и антенны Huablattula hui.

Фото: RYO TANIGUCHI, ET AL. THE SCIENCE OF NATURE. SEPTEMBER 28, 2021