Активный образ жизни и спорт набирают обороты в России. В нашей стране традиционно сильная спортивная школа, и этот тренд активно развивается. Многие считают, что занятия спортом в детстве тренируют тело и закаляют характер. Психологи МГУ в новой работе выяснили, что спорт существенно влияет на развитие внимания и памяти. Результаты исследования, поддержанного Российским научным фондом (грант № 25-28-01097), опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.
Чтобы в дальнейшем оценить влияние разных видов спорта на когнитивное развитие детей, ученые факультета психологии МГУ и Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований собрали группу из более 200 дошкольников 5-6 лет из Москвы, Казани и Сочи. Половина из этих детей не менее полугода занималась футболом, а вторая половина — единоборствами. Причем в обеих группах дети не посещали никаких других кружков и секций, благодаря чему можно было оценить эффект именно занятий спортом. Футбол и единоборства оказались в фокусе внимания исследователей неслучайно. Во-первых, потому что оба типа занятий требуют быстрой реакции в слабо предсказуемых условиях, а значит, обладают большим потенциалом для когнитивного развития детей. Во-вторых, эти занятия очень популярны среди современных российских дошкольников. Так, согласно данным Министерства просвещения РФ, в 2025 году 23% российских детей, занимающихся спортом, предпочитали единоборства, а 19% — футбол.
«Любая физкультура полезна для умственного развития детей, но особенно успешно стимулируют когнитивное развитие детей те виды спорта, в которых нужно быстро реагировать на непредсказуемые внешние стимулы. К таким видам спорта относятся, например, командные игры и единоборства», — говорит научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований Наталья Руднова.
В результате проведенного исследования было показано, что зрительно-пространственная рабочая память у юных футболистов развита значительно лучше, чем у их сверстников, занимавшихся единоборствами. То есть они лучше способны мысленно манипулировать зрительными образами, например, представлять расположение предметов или траекторию их движения.
Исследователи предполагают, что объяснение полученного результата кроется в природе игры в футбол.
«Эта игра подразумевает, что ребенок должен постоянно следить за перемещениями мяча, позицией товарищей по команде и соперников и мгновенно реагировать на все эти зрительно-пространственные стимулы, — объясняет научный сотрудник факультета психологии МГУ Елена Чичинина. — Кроме того, немаловажную роль играет специфика занятий футболом в дошкольном возрасте по сравнению с занятиями единоборствами в этом же возрасте. Юные футболисты уже с первой тренировки отрабатывают разные упражнения с мячом в парах и пробуют играть в футбол. В то время как занятия единоборствами с 5-6-летними детьми пока еще бесконтактные и в основном направлены на развитие общей физической подготовленности».
Важно подчеркнуть, что оба вида спорта полезны и для умственного, и для физического развития детей.
«Однако если стоит задача целенаправленно развить у дошкольника зрительно-пространственные способности, футбол может иметь в этом возрасте определенное преимущество», — отмечает преподаватель факультета психологии МГУ Анастасия Якушина.
Информация предоставлена пресс-службой МГУ
Источник фото: ru.123rf.com




















