Спирулину сделали нанороботом для доставки лекарств

Он может плавать внутри нашего тела под действием магнитного поля, оставляя за собой флюоресцирующий след и убивая раковые клетки.

Ученые из Китайского университета в Гонконге, под руководством материаловеда Со Ли Чжана (So Li Zhang) сделали из фотосинтезирующей спиральной бактерии спирулины наноробота, передвижения которого внутри тела млекопитающих можно направлять и отслеживать. Статью об этом, опубликованную в журнале Science Robotics, пересказывает сайт журнала Science.

Авторы статьи покрыли спирулину оболочкой из наночастиц оксида железа. Благодаря им, движением бактерии можно управлять с помощью магнитного поля. Кроме того, они генетически модифицировали спирулину так, чтобы она вырабатывала флюоресцентное вещество. Перемещение бактерии неглубоко под кожей ученые отслеживали благодаря этому светящемуся следу, а в более глубоких тканях и органах — методом МРТ.

В уже проведенных экспериментах гонконгским ученым удавалось успешно управлять передвижениями робота-спирулины по организму лабораторной крысы, и отслеживать эти передвижения в реальном времени. В перспективе этот метод может использоваться для адресной доставки в нужные органы или ткани лекарств, или точечной диагностики. Срок жизни бактерии в организме — от нескольких часов до нескольких дней — вполне позволяет это.

«Возможность отслеживать передвижения этих существ в теле — шаг вперед, — признал наноинженер Джозеф Вонг (Joseph Wang) из университета Калифорнии в Сан-Диего, который сам ведет аналогичные разработки. — Кроме того, они биологически безопасны и дешевы».

В ходе экспериментов in vitro обнаружилась и ещё одна неожиданная, но очень полезная способность робота-спирулины: оказалось, что она убивает до 90% раковых клеток в течение 48 часов. Возможно, это тоже удастся использовать.

Напомним, три года назад другой научный коллектив научился с помощью ДНК-нанороботов превращать тараканов в 8-битные живые компьютеры. А год назад российские ученые разработали инновационный дипольный фотомотор для нанороботов.

медицина нанороботы рак спирулина флюоресценция