Специалисты МФТИ совместно с коллегами создали приложение, которое помогает бросить курить

Приложение для мобильных телефонов непрерывно следит за уровнем активности владельца и мешает ему вернуться к употреблению табака

Ученые из МФТИ и биологического стартапа Gero создали приложение для телефона, которое вычисляет биологический возраст человека по уровню его активности и помогает ему бросить курить, "шпионя" за ним, сообщает РИА Новости. Их выводы и принципы ее работы были представлены в журнале Aging.

"Удивительно, что отказ от вредных привычек и благотворные изменения в образе жизни так сильно влияют на уровень физической активности человека. Мы надеемся, что наша программа поможет людям перестать злонамеренно сокращать свою жизнь", — заявил Петр Федичев, заведующий лабораторией в МФТИ и научный директор Gero.

В последние годы ученые активно разрабатывают новые способы оценки так называемого "биологического возраста человека". Под этим термином биологи и медики понимают то, насколько старыми или молодыми выглядят ткани и органы конкретного индивида по сравнению с другими людьми из его возрастной категории.

Расхождения между календарным и биологическим возрастом, как считают исследователи, помогут врачам определять, нужно ли обращать особенное внимание на здоровье их пациентов и помогать им прожить максимально долго.

Изначально ученые вычисляли биологический возраст человека, анализируя концентрацию определенных белковых молекул в их крови, своеобразных "сигналов старения", а также структуру обертки ДНК и многие другие аспекты работы организма.

В последние годы они начали находить намеки на то, что эти же оценки можно получить, не забирая пробы крови, а анализируя работу органов при помощи МРТ, рентгена и прочих систем диагностики.

Недавно Федичев и его коллеги научились вычислять биологический возраст человека, используя искусственный интеллект и простые фитнесс-трекеры, следящие за уровнем физической активности. Они пришли к такому выводу, проанализировав данные, собранные во время наблюдений за жизнью примерно ста тысяч американских медсестер и медработников.

Эти успехи натолкнули ученых на мысль, что аналогичным образом можно не только оценивать возраст и продолжительность жизни людей, но и то, как различные диеты или вредные привычки влияют на оба этих параметра.

Для этого они еще раз проанализировали этот набор данных, а также аналогичную информацию, собранную в Великобритании, сравнив то, как сильно различался биологический возраст для курящих и некурящих людей.

Подобное сравнение раскрыло несколько крайне интересных закономерностей. Во-первых, курение заметно повышало этот показатель для всех участников наблюдений и повышало риск их преждевременной смерти примерно на 30%. Во-вторых, даже кратковременный отказ от употребления табака резко "омолаживал" курильщиков, возвращая их биологический возраст к нормальным показателям.

Эти открытия помогли Федичеву, его коллегам по Gero и сотрудникам Института изучения рака имени Розуэлла Парка в Баффало (США) создать приложение для мобильных телефонов, которое непрерывно следит за уровнем активности владельца и мешает ему вернуться к употреблению табака.

Аналогичным образом, как заключает математик, можно создать программы, помогающие людям соблюдать диеты и придерживаться здорового образа жизни и при этом оценивающие их эффективность.

борьба с курением мобильное приложение