Создана жидкость с «отрицательной массой»

Это вещество, если его подтолкнуть, движется в обратном направлении — как если бы при сильном порыве ветре вас потащило бы туда, откуда он дует.

Питер Энгельс (Peter Engels) и Майкл Форбс (Michael Forbes) из Университета штата Вашингтон и их коллеги создали удивительное вещество, которой при давлении движется в сторону, откуда давление идет, а не в ту же, как всякая «нормальная» материя, в соответствии со Вторым законом Ньютона, — «в инерциальной системе отсчета ускорение, которое получает материальная точка с постоянной массой, прямо пропорционально равнодействующей всех приложенных к ней сил и обратно пропорционально ее массе». О своем достижении они рассказали в статье, опубликованной в журнале Physical Review Letters Journal.

Теоретически, впрочем, материя может иметь отрицательную массу — так же, как электрический заряд может быть отрицательным. В этом состоянии материи частицы движутся чрезвычайно медленно, и, в соответствии с теорией квантовой механики, действуют подобно волнам. Более того, частицы синхронизируются и движутся вместе, образуя «супержидкость» — она движется без потери энергии.

Исследователи охладили атомы рубидия до температуры, лишь едва-едва превышающей абсолютный ноль (примерно -273°C), и таким образом создали так называемый конденсат Бозе-Эйнштейна. Для этого они использовали лазеры, чтобы зафиксировать атомы рубидия и толкать их туда и сюда, изменяя направление вращения. А когда атомы высвобождались из ловушки, они распространялись, и некоторые имели отрицательную массу.

«Выглядит так, будто рубидий врезается в невидимую стену, — сказал Майкл Форбс. — Мы первыми достигли такой степени контроля над природой негативной массы, в данном случае, без особых трудностей». Этот контроль дает инструмент для изучения масштабных космических явлений, вроде нейтронных звезд, черных дыр и темной энергии.

конденсат бозе-эйнштейна отрицательная масса рубидий