Ученые из Мичиганского Университета (США) нашли способ побороть пищевую аллергию. Они создали вакцину в виде назального спрея – и опробовали его на мышах, склонных к аллергии на арахис. Всего три дозы хватило, чтобы ослабить аллергические реакции. Результаты исследования опубликованы в Journal of Allergy and Clinical Immunology.

Иммунная система работает таким образом, что она определяет возникшую в организме угрозу и начинает с ней бороться. Однако она не всегда точно «прицеливается»: некоторые «мишени» могут быть вполне безобидными, как, например, белки орехов, молочные продукты, лекарства. Из-за этого сбоя и начинаются аллергические реакции.

На сегодняшний день единственным способом борьбы с пищевой аллергией, который одобрен FDA (Американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов), заключается в том, чтобы избегать аллергенные продукты или подавить аллергические реакции после того, как они уже начались. Еще один метод - специальный пластырь, который поставляет небольшие дозы аллергена в организм, тем самым заставляя привыкать к «вредному» продукту. Его изобрели во Франции.

Ученые из Мичиганского Университета предлагают иной способ, основанный на иммунотерапии. Суть его состоит в том, чтобы перенаправить внимание иммунных клеток на другую угрозу. Он поможет «переучить» иммунную систему, заставить ее по-другому реагировать на продукты, которые она считала аллергенами.

Аллергологи разработали вакцину, которая содержит белки арахиса, смешанные с наноэмульсией из воды и очищенного соевого масла, которая усиливает иммунный ответ организма при борьбе с инфекциями. Она активирует работу клеток, которые вырабатывают «противовирусные» белки. По сравнению с угрозой «инфекции», которой на самом деле не существует, белок арахиса кажется безобидным – иммунная система постепенно запоминает, что он не опасен. Наноэмульсия тоже не представляет никакой угрозы: в ней не содержится соевого белка, который также мог бы вызвать аллергию.

Назальный спрей с вакциной опробовали на мышах с аллергией на арахис, у которых при воздействии аллергена проявлялись те же симптомы, что и у человека: зуд, затрудненное дыхание. Испытания прошли успешно: три дозы вакцины заметно ослабили реакцию на арахис.

Пока ученые не могут сказать, может ли их лекарство вылечить аллергию у людей. Также пока нет точного ответа на вопрос, как долго длится защита вакцины. Дальнейшие исследования на мышах помогут исследователям лучше понять механизмы, ответственные за подавление пищевой аллергии, и узнать, можно ли продлить защиту от аллергии на арахис на более длительное время.

[Фото: Sci-news]