0 комментариев 532

Создана информационная система для анализа распространения млекопитающих в России

Ученые Научно-исследовательского зоологического музея МГУ при поддержке Российского научного фонда создали электронную систему «Млекопитающие России»

Ученые Научно-исследовательского зоологического музея МГУ при поддержке Российского научного фонда (РНФ) создали электронную систему «Млекопитающие России». Проект объединит учёных и научных волонтёров, чтобы собрать максимально полную информацию о распространении млекопитающих в России, создать Атлас их распространения. Чтобы прислать свои наблюдения за животными, достаточно зарегистрироваться на сайте проекта.

«Млекопитающие России» — это многомодульная система, каждая запись в которой проходит модерацию специалистами биологами. На сегодняшний момент в базу данных системы введено и прошло экспертную оценку качества 96 728 фаунистических записей (музейных экземпляров; встреч, подтвержденных фото/видео; данных литературы и различных отчетов; дневники, журналы учета специалистов) и 722 публикации. В настоящее время в базе данных проекта представлена информация о распространении 327 видов фауны России. Информационная система предоставляет специалистам данные, готовые для различных типов пространственного анализа, в том числе для моделирования пригодных местообитаний.

«Один из важнейших результатов создания информационной системы -  формирование экспертного сообщества и сети натуралистов-любителей по всей стране, готовых вести наблюдения и предоставлять их для научного использования. Прямое общение между профессионалами и любителями позволяет не только получать важную научную информацию, но и заметно повышать уровень любительских наблюдений. Любительские данные принимаются в системе только с фото- или видеоподтверждением», — рассказал ведущий научный сотрудник Зоомузея МГУ Андрей Лисовский, руководитель проекта по созданию информационной системы анализа фауны России.

Специальное внимание в системе «Млекопитающие России» уделено вопросам авторских прав и цитирования данных, очень остро стоящим сейчас в профессиональном сообществе. Разработаны лицензии на использование данных, подразумевающие обязательное цитирование каждой записи, разработаны шаблоны цитирования, приложенные к каждой записи и набору.

Результаты проекта имеют прямое практическое применение в экономике и социальной сфере. Созданная система позволяет существенно скорректировать наши оценки ресурсов экономически и эпидемиологически значимых, а также редких видов млекопитающих. «Актуальная информация о распространении видов позволяет правильно фокусировать усилия по охране и их рациональному использованию. Актуальные карты изученности территории по разным видам и их группам позволяют грамотно планировать работу научных организаций. Непрерывные карты экстраполированного распространения видов и распределения ресурсов позволяют корректировать природоохранные риски при строительстве и добыче на этапе проектирования этих работ. Эти карты могут быть использованы для минимизации ущерба природе, возникшего вследствие техногенных катастроф», — добавил Андрей Лисовский.

Фото: http://rusmam.ru