Первые разработки методов сохранения исчезающих видов растений были начаты ещё в начале 2000-х годов. Поддержка Организационного комитета XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи дала новый импульс исследованиям. Сейчас в коллекцию вводятся новые растения.

В 2012 году сотрудники лаборатории биотехнологии Субтропического научного центра РАН (тогда – ВНИИ цветоводства и субтропических культур) по соглашению с Русским географическим обществом работали над сохранением редкого вида колокольчика твердолистного Campanula sclerophylla (Kolak.). Чуть позже, также при поддержке Оргкомитета «Сочи 2014», были проведены мероприятия по сохранению другого редкого исчезающего вида - Синеголовника приморского. Наряду с традиционными методами вегетативного размножения он был размножен и биотехнологическими методами, через культуру клеток и органов.

Разработка методов микроклонального размножения и сохранения редких эндемичных видов природной флоры позволила создать в ФИЦ СНЦ РАН уникальную коллекцию редких и исчезающих видов Кавказской флоры. Поддерживается она в условиях стерильной культуры (in vitro).

Некоторые виды растений взяты учёными под особый контроль, например, многолетний папоротник чистоуст величавый или осмунда королевская (Osmunda regalis L.). В России он произрастал только в болотистых ольховых лесах Имеретинской низменности. Но так как данный вид папоротника в природе медленно размножается, в основном только вегетативно (корневищами) и практически не размножается спорами, то к середине ХХ века он почти полностью исчез. По предварительной оценке сотрудников Сочинского национального парка, после реинтродукции папоротника из других мест на особо охраняемой природной территории сохранено только 21 растение, в том числе два растения произрастают на территории отдела ботанического сада Дерево дружбы ФИЦ СНЦ РАН.

- Метод клонального микроразмножения позволил повысить коэффициент размножения папоротника в стерильной культуре, и на сегодняшний день имеются 30 адаптированных к нестерильным условиям растений этого вида. В дальнейшем они будут высажены на особо охраняемых природных территориях, - рассказала заведующий отделом биотехнологии Субтропического научного центра РАН Валентина Маляровская.

Коллекция in vitro ежегодно пополняется эндемичными, редкими и исчезающими видами растений, которые требуют особого внимания из-за критичного состояния природных популяций в регионе.

- Актуальность проблемы сохранения биоразнообразия бесспорна, ей уделяют большое внимание учёные всего мира. Конечно, ученые-биотехнологи нашего центра не могли остаться в стороне. В настоящее время проводятся исследования по введению в стерильную культуру еще двух эндемиков: пиона Витмана и зимовника кавказского. Мы стараемся привлекать к таким важным и актуальным темам и наших молодых учёных. Например, аспирантом лаборатории молекулярной и клеточной селекции Екатериной Шуркиной начаты исследования по введению в культуру и сохранению методами биотехнологии редкого вида природной флоры цикламена кавказского, который        занесён в Красные книги Краснодарского края и РФ, - подытожила Валентина Маляровская.

Сейчас в отделе биотехнологии ФИЦ СНЦ РАН в стерильных условиях сохраняются и поддерживаются 8 редких эндемичных видов: колокольчик твердолистный (Campanulla sclerophylla), панкраций морской (Pancratium maritimu), лилия кавказская (Lilium martagon subsp. caucasicum Miscz. ex Grossh), иглица понтийская (Ruscus ponticus Woronow), иглица колхидская (Ruscus colchicus P.F.Ye), синеголовник приморский (Eryngium maritimum L.), подснежник Воронова. Все они занесены в Красную книгу Краснодарского края.

Информация и фото предоставлены Федеральным исследовательским центром