Некоторые собаки в Китае переносят смешанные вирусы гриппа. Это открытие повышает вероятность того, что люди могут заражаться гриппом от собак, - пишет sciencenews.org.

Около 15 процентов домашних собак, которых лечили в ветеринарных клиниках от респираторных инфекций, переносят вирусы гриппа, часто встречающиеся у свиней. Из выявленных штаммов гриппа три рекомбинировались в организме собак в новые виды.

Это смешение порождает генетическое разнообразие вирусов, что делает их потенциально причиной начала пандемии, - объяснил соавтор исследования Адольфо Гарсия-Састре - вирусолог, который руководит Институтом глобальных болезней и новых патогенов медицинского комплекса Маунт-Синай в Нью-Йорке.

Эволюция вирусов гриппа у собак произошла очень быстро - всего за несколько лет, по словам Гарсия-Састре. Пока нет признаков того, что вирусы собак могут заражать людей, но это может измениться. «Чем больше разнообразие вирусов в животном мире, тем выше вероятность того, что появится вариант вируса, способный передаваться людям», - сказал он.

Пока свиньи и птицы остаются главными подозреваемыми в возниковении следующего вируса гриппа человека, который вызовет пандемию, - говорит Амеш Адаля - врач-инфекционист из Университета Джона Хопкинса и представитель Общества инфекционных заболеваний Америки. Собаки на данный момент не представляют из себя такую угрозу, потому что даже если человек заразится вирусом от собаки, то он не будет легко передаваться от человека к человеку – именно это свидетельствует о начале пандемии.

Однако Адаль призвал быть внимательными, потому что никто не знает, каким будет следующий опасный вирус и кто станет его источником, но люди чаще взаимодействуют с собаками, чем со свиньями.

Первый вирус гриппа у собак был обнаружен в 2005 году в Соединенных Штатах. Это был патоген вируса лошадиного гриппа под названием H3N8, который иногда распространяется среди дворняжек в приютах. В 2010 году у некоторых собак в Азии была найдена версия вируса H3N2, перенятая от птиц. Что касается кошек, то пока считается, что они могут заразиться вирусом H3N2, но не могут передавать его другим кошкам.

В новом исследовании команда анализировала мазки из носа 800 собак в регионе Гуанси на юге Китая с 2013 по 2015 год. У всех собак были респираторные заболевания, но только 116 были инфицированы вирусами гриппа. К удивлению ученых, у собак были различные вирусы гриппа свиней H1N1. Исследователи определили генетический состав 16 образцов и обнаружили, что некоторые из этих вирусов свиней ранее распространялись среди людей и свиней в Европе и Азии. Некоторые из них являются штаммами птичьего гриппа, которые заразили свиней.

У свиней вирусы поменяли гены между собой, создав новые виды, некоторые из них были переданы собакам. Вирус, генетически подобный одному из свинных вирусов, переданному собакам, был обнаружен у человека в Китае, что повысило вероятность того, что некоторые инфекции свиней могут поражать как собак, так и людей.

Поскольку в исследовании были собраны образцы только из одной части Китая, команда ученых не знает, насколько распространен грипп среди собак и сколько в Китае зараженных собак.

По мнению Гарсия-Састре, исследование не является причиной тревоги. Однако ученые должны следить за ситуацией и использовать вакцины, карантин и другие методы борьбы с инфекцией, чтобы ограничить вспышки и держать собачьи вирусы под контролем.