Ученые Научно-исследовательского института биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича (ИБМХ) и Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования обнаружили, что начинающиеся изменения вен сетчатки можно продиагностировать по белку мезотелин. Белок впервые обнаружен в слезной жидкости у пациентов с окклюзией (закупоркой) глазных вен. Тромбоз центральной вены сетчатки вызывает нарушение зрения, повышение внутриглазного давления, а также локальное воспаление мягких тканей.

График рабочей характеристики приемника (ROC) площади под кривой (AUC) для наиболее измененных белков

«Мы выяснили, что критичными в развитии закупорки центральной вены сетчатки у пациентов старше 65 лет являются белки: S100A6, S100A8 и S100A9. Их содержание возрастает более чем двухкратно, причем еще до стадии сужения. Изменение в содержании этих белков строго коррелирует с повышенной активностью иммунных процессов и нарушением в показателях крови из-за локального ишемического состояния. Процессы стремительно охватывают прилегающие ткани и локальную систему кровоснабжения органа зрения благодаря тому, что все белки S100A являются секретируемыми и могут легко передавать сигнал на близкорасположенные клетки и ткани. Эти патологические процессы проявляются в виде активных разрушений митохондрий и параллельно идущего компенсирующего процесса митохондриальной организации», – сообщил старший научный сотрудник ИБМХ, кандидат биологических наук Артур Копылов.

Такое противоречие обусловлено накоплением неправильно структурированных белков и реактивных продуктов окисления из-за недостаточного кровоснабжения клеток ткани. Как пояснили специалисты, в совокупности это может приводить к тяжёлым и порой необратимым изменениям межклеточного пространства, а значит, функционирования ткани глаз, что грозит полной потерей зрения.

Учитывая маркеры мезотелин и белки S100A6, S100A8 и S100A9, ученые составили предварительную модель прогноза (с чувствительностью 77.2%–95.2% тяжести течения заболевания). Ожидается, что в будущем модель поможет специалистам при поставке диагноза.

Результаты исследования опубликованы в одном из научных журналов https://www.mdpi.com/1422-0067/23/23/14653. Работа выполнялась в рамках проекта по созданию и развитию научных центров мирового уровня «Цифровой дизайн и персонализированное здравоохранение» при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (соглашение No 075-15-2022-305).

Напомним, что научные центры мирового уровня (НЦМУ) созданы в рамках национального проекта «Наука и университеты». На сегодняшний день успешно реализуют свои проекты 17 НЦМУ (три геномных, четыре математических и 10 по приоритетам НТР).

Информация и фото предоставлены пресс-службой Минобрнауки России