В основание памятной стелы на месте строительства объекта класса мегасайенс заложена «капсула времени», ознаменовавшая старт реализации проекта.

СКИФ должен стать «интеллектуальным магнитом» как для российских, так и для зарубежных ученых. Источников синхротронного излучения поколения «4+» в мире пока еще нет. Первый появится в Новосибирске. С церемонии закладки «капсулы времени» на месте строительства взял начало восьмой по счету Международный форум технологического развития «Технопром-2021», который проводится правительством Новосибирской области начиная с 2013 года.

В церемонии участвовали гости федерального уровня. Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, первый заместитель председателя Государственной думы Александр Жуков и губернатор Новосибирской области Андрей Травников расписались на титульном листе послания учеников физматшколы (СУНЦ) будущим сотрудникам СКИФа (на фото вверху).

Как рассказал директор Института катализа СО РАН Валерий Бухтияров, планировалось, что Сибирский кольцевой источник фотонов будет относиться к четвертому классу. Такие объекты в мире уже есть, например в Швеции, Франции и Бразилии. Но потом Президентом РФ Владимиром Путиным было принято решение повысить характеристики будущего СКИФа до уровня «4+».

— Наши физики-ядерщики проделали большую работу по корректировке проекта, им удалось увеличить яркость, интенсивность и плотность электронного пучка, за что сегодня борются пользователи и создатели подобных объектов во всем мире, — подчеркнул Валерий Бухтияров. — У нас будет источник синхротронного излучения поколения «4+», лучший в мире на момент создания и на долгие годы вперед. В России пока нет источника даже третьего поколения, так что мы обгоним всех, не догоняя.

Напомним, что работы на строительной площадке близ Кольцово начались нынешним летом — подрядчики приступили к сносу зеленых насаждений и выравниванию рельефа. Но церемонию начала строительства приурочили к открытию Международного технологического форума «Технопром».

Организаторы церемонии приготовили для гостей сюрприз — стелу в виде греческой буквы «гамма», которой в физике обозначают фотон. Потому что аббревиатура СКИФ расшифровывается как «Сибирский кольцевой источник фотонов». После того как центр коллективного пользования будет построен, стелу установят на площади перед ним.

После приветственных речей и поздравлений высокие гости заложили в подножие стелы «капсулу времени», послания для которой написали ученики СУНЦ НГУ. Вполне вероятно, именно им в будущем доведется работать на сибирском ускорителе.

— Этот проект реализуется по указу Президента РФ в рамках национального проекта «Наука и университеты». И символично, что строительство мы начинаем в Год науки и технологий. СКИФ будет центром коллективного пользования и станет «интеллектуальным магнитом» не только для ученых нашей страны, но и для всего мирового сообщества, — сказал Дмитрий Чернышенко.

По словам Валерия Фалькова, уже определен круг задач, которые будут решаться на шести рабочих станциях ускорителя, построенных в рамках первой очереди. В частности, здесь ученые планируют расшифровывать структуру биополимеров, исследовать механизмы функционирования живых организмов и передачи наследственной информации, изучать поведение вирусов, выявлять механизм действия лекарственных препаратов, создавать новые материалы.

— Старт строительства СКИФа, безусловно, знаковый день для всей российской науки, — заявил Александр Жуков. — И особенно важно, что этот грандиозный научный проект, не имеющий аналогов в мире, реализуется в Новосибирской области.

Губернатор Андрей Травников отметил, что СКИФ — это флагманский проект программы «Академгородок 2.0».

— Проект как нельзя лучше отражает и концепцию этой программы, и главную ценность Новосибирского научного центра — мультидисциплинарность, проникновение науки и образования в региональную экономику, в инновации, индустрию, — сказал губернатор. — Проделана большая подготовительная работа, и сейчас мы находимся на старте не менее важного этапа — строительства с его жесткими сроками. Я уверен, что к концу 2023 года на этой площадке появятся 29 новых зданий, будут созданы условия для работы новосибирских и российских ученых.

Факты о СКИФе

— Центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ») — это единый комплекс зданий, инженерного и технологического оборудования, обеспечивающий выполнение международных научных исследований на пучках синхротронного излучения.

— Согласно проекту основное здание представляет собой круг диаметром около 230 метров, внутри которого находится кольцевой ускорительный комплекс, формирующий пучки электронов с заданными характеристиками. Он состоит из линейной системы инжекции электронов, бустерного синхротрона и основного кольца диаметром около 150 метров, на котором устанавливаются устройства, генерирующие синхротронное излучение.

— Ускорительный комплекс окружен стеной для защиты персонала от воздействия радиации.

— ЦКП «СКИФ» должен быть сдан в эксплуатацию с технологическим оборудованием ускорительного и лабораторного комплексов, а также инженерной инфраструктурой для создания 30 экспериментальных станций и шестью экспериментальными станциями под ключ.

— Центр коллективного пользования будет работать круглосуточно, семь дней в неделю. Для пользователей он окажется доступен до 6 500 часов в год, так же как и аналогичные зарубежные источники синхротронного излучения. Остальное время отводится для ускорительных смен и профилактики технологического оборудования. На каждой экспериментальной станции ЦКП «СКИФ» смогут одновременно работать от 5 до 15 ученых.

Фото на странице: Советская Сибирь