23 июня в наукограде Черноголовка торжественно открыли уникальный арт-объект, объединивший в себе науку и искусство. В сквере имени выдающегося ученого академика И.М. Халатникова установлена скульптура «Сингулярность», символизирующая одно из главных фундаментальных открытий. Сингулярность Белинского — Халатникова — Лифшица представляет собой динамическое решение уравнения гравитации Альберта Эйнштейна. Эффект назвали БХЛ-сингулярностью по именам его первооткрывателей, физиков В.А. Белинского, И.М. Халатникова и Е.М. Лифшица.

В церемонии принимали участие глава наукограда О.В. Егоров, директор Института теоретической физики им. Л.Д. Ландау И.В. Колоколов, художественный руководитель мастерской монументального искусства «Арх-тема» А.С. Родионов, воплотивший математическую теорию в скульптуре, ученые и сотрудники научных институтов Российской академии наук  и жители Черноголовки.

Открытие скульптуры "Сингулярность" в Черноголовке. Фото- Ольга Мерзлякова

Понятие сингулярности связано с одними из самых загадочных объектов во Вселенной — черными дырами. Гравитационное притяжение черной дыры настолько велико, что покинуть ее не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света, в том числе кванты самого света. По словам члена-корреспондента РАН В.В. Лебедева, к БХЛ-сингулярности ученые пришли благодаря исследованию роли неоднородности звезды, схлопывающейся в черную дыру. «Белинский, Лифшиц и Халатников выяснили, что в процессе сжатия звезды неоднородности нарастают, образуя неоднородное гравитационное поле, которое словно живет своей жизнью. Хаотические колебания гравитационного поля разрывают вещество, накопленное звездой, образуется черная дыра. При этом вокруг нее остается некоторое хаотическое состояние, гравитационное поле и вещество, которое движется с огромными скоростями во всех направлениях. Подобный сценарий выглядит достаточно драматично. В свое время Владимир Фортов и Исаак Халатников высказали мысль о том, что хорошо было бы воплотить этот сценарий в архитектурном монументе. И сегодня спустя многие годы мы наконец увидим реализацию этой идеи», — рассказал ученый, приветствуя участников церемонии.

Композиция представляет собой трехмерное изображение черной дыры в виде воронки с многочисленными пространственно-временными деформациями в точке сингулярности внизу воронки. Медное основание показывает, как пространство-время искривляется вблизи черной дыры.

Скульптура "Сингулярность". Фото- Ольга Мерзлякова

Глава наукограда О.В. Егоров в приветственном слове отметил, что ученые Черноголовки занимались крайне нестандартными вещами — пытались заглянуть далеко за пределы познания человека и выяснить, как возникли Вселенная и наш мир. «Я горжусь тем, какие люди жили и живут в Черноголовке, какие задачи они ставили. Спасибо жителям города, депутатам, областному правительству, семье академика Исаака Халатникова и всем неравнодушным, кто разделяет наши чаяния и стремления сделать город лучше, поддерживать дух академического сообщества».

Директор Института теоретической физики им. Л.Д. Ландау И.В. Колоколов вновь напомнил всем, что, несмотря на величие нашего мира, у него есть иная сторона — он познаваем. «Наш Институт теоретической физики почитаем во всем мире. Он был создан группой единомышленников, учеников нобелевского лауреата Ландау. Сегодня в институте работают ученики, последователи отцов-основателей. Институт остается частью мирового научного сообщества. И я надеюсь, что жители города, глядя на этот арт-объект, будут помнить, что у нас в стране работали великие люди»

Автор композиции, художественный руководитель мастерской монументального искусства «Арх-тема» А. С. Родионов

Фото: Ольга Мерзлякова

Автор работы, художественный руководитель мастерской монументального искусства «Арх-тема» А.С. Родионов рассказал участникам церемонии, что заказ стал для него настоящим вызовом. Перед ним встала задача увековечить память великого ученого с помощью абстрактного памятника, а не привычного портретного монумента. «Я изучил раздел космологии, в котором работал Исаак Маркович. Скульптура "Сингулярность" — это попытка изобразить "цифру" в виде образа. Нержавеющая сталь переходит в медь, окружность — в квадратные формы. Подобные вещи рождаются нечасто. Тем арт-объект ценнее для города и для сквера, для истории увековечивания памяти выдающихся личностей».

Художник Артемий Родионов о реализации идеи и будущих планах

Художник поделился идеей дальнейшего развития композиции. Возможно, в будущем в сквере появится портретный образ самого ученого, который будет смотреть на плоды своих научных трудов.

Церемония открытия арт-объекта «Сингулярность» в сквере имени Халатникова