Исследовательская группа из Оснабрюкского университета и проекта Ozouga Chimpanzee Project впервые наблюдала, как шимпанзе наносят насекомых на свои собственные раны и раны своих сородичей – предположительно, для лечения, сообщает пресс-служба Оснабрюкского университета (Германия). Наблюдения ученых описаны в журнале Current Biology.

«Самолечение – когда используются части растений или непищевые вещества для борьбы с патогенами или паразитами – наблюдалось у многих видов животных, включая насекомых, рептилий, птиц и млекопитающих», – говорит когнитивный биолог Симоне Пика. – Два наших ближайших ныне живущих родственника, шимпанзе и бонобо, например, глотают листья растений с антигельминтными свойствами и жуют горькие листья, химические свойства которых убивают кишечных паразитов».

Оказалось, что это далеко не все методы самолечения. Так, изучая сообщество примерно из 45 шимпанзе в экваториальной Африке, ученые впервые заметили, что шимпанзе регулярно ловят насекомых и наносят их на открытые раны. Первый пример такого поведения был задокументирован в 2019 году. Тогда приматологи увидели и засняли, как самка шимпанзе по имени Сьюзи поймала летающее насекомое и приложила его к ране на ноге ее сына. После в течение года ученые заметили еще 22 таких события.

Авторы исследования предполагают, что насекомые могут обладать противовоспалительными или антисептическими свойствами. Так, использование насекомых в терапевтических целях у людей известно с 1400 года до н.э. и встречается до сих пор. Альтернативное объяснение заключается в том, что насекомые не несут никакой пользы для шимпанзе и не используются для лечения. Возможно, то, что делают шимпанзе, – это лишь ритуал, часть их местной культуры.

«Меня, как исследователя, который интересуется когнитивными способностями шимпанзе, особенно поразило то, что приматы лечат не только свои собственные раны, но и раны других неродственных особей. Такие примеры явного просоциального поведения редко наблюдаются у нечеловеческих видов, но теперь новые данные могут убедить в обратном», – говорит Пика.

Далее исследователи хотят определить вид насекомых, которых исопльзуют шимпанзе, и провести биологические анализы, чтобы изучить потенциальные фармацевтические свойства. Также команда попытается выяснится, как шимпанзе обучаются подобному методу самолечения (или ритуалу).

[Фото: Tobias Deschner/ Ozouga chimpanzee project]