Лауреаты III Научно-практической конференции школьников «Школьная идея» продолжают научную деятельность, некоторые из них готовятся представить Москву  в составе сборной делегации и показать свои проекты на международной научной выставке MILSET Expo-Sciences Vostok в Алма-Ате (Казахстан). Что такое «Школьная идея» и научная работа в школе,  рассказывают сами ребята. 

Отличительная особенность конференции «Школьная идея» – направленность на научную коммуникацию между школьниками, учителями и учеными и на дальнейшее развитие проектов. Ученые, выступая в качестве экспертов, отмечают сильные и слабые стороны работ и дают рекомендации по научной части. Таким образом, участники на очном этапе не просто представляют свои проекты, а полностью погружаются в атмосферу научной конференции.

 

Директор школы № 1574 Елена Купрова: «Навык публичной защиты, представление исследовательских работ перед широкой ученой общественностью – это те надпрофессиональные компетенции, которые нынешним ученикам понадобятся в дальнейшем не только в научной сфере. Этот опыт очень может пригодиться в повседневной и трудовой жизни. Еще и поэтому научные занятия в школе очень важны и позитивно влияют на школьные результаты и школьную атмосферу в целом».

 

  Углубиться в биологию

Ученица 11 класса школы № 1520 им. Капцовых Любовь Тросиненко, изучая биологию, обратила внимание на лишайники. Два года занималась кропотливой и увлекательной работой по изучению уникальных по своей природе организмов, проводила часть практической работы на базе биологического факультета Московского государственного университета, в разных районах Москвы и Московской области. В итоге стала дипломантом I степени на III Научно-практической конференции школьников «Школьная идея» с темой «Лишайники-биоиндикаторы окружающей среды».

«Для меня было важно представить свой проект на научную конференцию, чтобы получить экспертную оценку своих идей», – говорит Любовь.

В академическом классе школы №1520, где она учится, особое внимание уделяется  углубленному изучению биологии, химии и математики. Параллельно с учебой ребята выполняют учебный проект - свое первое научное исследование, которое длится в зависимости от выбранной темы один-два года, иногда и более, продолжаясь уже в институте. Большинство ребят выбирают биологический проект по самым разнообразным направлениям - от изучения бактериальной люминесценции до влияния питания на организм человека, от экспресс-диагностики малярии до выращивания хищных растений. Свои исследования они проводят не только в школе, но и в лабораториях МГУ и других вузов столицы, а также на базе  научно-исследовательских институтов.

«Научная работа  важна для каждого школьника, который заинтересован в своем развитии и дальнейшем продвижении в профессии. Собственная исследовательская работа учит нас анализировать информацию, выделять главное, достигать результата. Я учусь в классе естественнонаучного профиля и планирую связать свою жизнь с наукой. После окончания школы мечтаю поступить в МГУ на факультет фундаментальной медицины. В будущем меня ждёт немало научных работ и конференций, поэтому я рада, что у меня есть возможность со школьной скамьи попробовать свои силы в научно-практических конференциях», - рассказывает Любовь Тросиненко.

Задуматься об экологии

Многие ли задумываются  о том, какое действие на экологию оказывает применение в быту синтетических моющих средств? Ведь, после очистки посуды, остатки моющих средств попадают в общую канализационную систему, а попадая в природу, продолжают свое действие. Ученицы 10 класса школы № 1574 Мария Иващенко, Анастасия Ушакова и Мария Люляева не просто задумались, они провели целое исследование на тему «Изучение влияния синтетических моющих средств на жизнедеятельность водных и наземных растений», в котором выяснили, как и с какой скоростью разные концентрации средств для мытья посуды и шампуней влияют на клетки, хлоропласты, прорастание семян и развитие корней и почек проростка растений. Делали это с помощью микроскопии в системе in viva, фотоколориметрии и, создав соответствующие модельные системы, выяснили механизм происходящих процессов.

«В СМИ был продемонстрирован сюжет, в котором утверждалось, что, попадая в водоем, синтетические моющие средства увеличивают скорость и влияют на качество размножения растений этого водоема. В этом, по мнению авторов сюжета, одна из причин зарастания водоемов водорослями. И мы захотели проверить - действительно ли это так? С этой идеей мы подошли к нашему учителю биологии Елене Николаевне Феоктистовой, заинтересовали и ее. Сначала нам показалось, что проверить это достаточно просто, но, обратившись к соответствующей научной литературе по данной тематике, обнаружили, что подобных исследований крайне мало. И еще, оказалось, что существующие способы проверки не совсем нам подходили. Поэтому нам самим пришлось создавать модельные биологические системы, изучая которые мы пришли к обратному выводу! Синтетические моющие средства на самом деле угнетают размножение растений в водоемах, хотя, в специально организованных условиях могут активизировать проращивание семян растений», – рассказывает Мария Иващенко.

Результаты своей работы ребята представили на конференции «Школьная идея» и получили заслуженное признание.

«Наш научный руководитель очень помогла нам определиться со стратегией исследования, с тем, на какие стороны изучаемого явления следует обратить особое внимание. И все-таки, несмотря на то, что нас было трое, и каждый вносил в ходе исследования свои предложения, мы не все предусмотрели. На конференции, в процессе общения с экспертами – молодыми учеными, мы получили очень много ценных замечаний, над которыми планируем работать и дальше», – поясняет Анастасия Ушакова.

Создание общего пространства для научного общения, обмен мнениями со старшими коллегами (а именно так молодые ученые относятся к школьникам на этой конференции – как к равноправным коллегам) позволяют определить дальнейшие шаги в выбранном направлении для исследований, понять сильные и слабые стороны выбранных методов, а иногда получить вполне законную «подсказку» – как выполнить то или иное исследование лучше, точнее.

«Скидок на юный возраст нам не делали! Иногда было очень трудно донести до экспертного жюри свою позицию – ведь часто ученые воспринимают конкурсные работы с точки зрения уже устоявшихся подходов. Мы же предлагали свое видение, подыскивали аргументы, обосновывали нашу позицию полученными результатами и, в конце концов, убедили членов жюри в правильности наших выводов», – рассказала Мария Люляева.

Сейчас трио исследователей под кураторством научного руководителя готовится к участию международной выставке MILSET Expo-Sciences Vostok в Алма-Ате (Казахстан). Команда школы № 1574 планирует летом представлять доработанный проект уже на суд международной общественности. Подготовка идет очень насыщенно: дети продолжают консультироваться у специалистов из Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, обрабатывают последние статистические данные, разрабатывают отдельные направления проекта в соответствии с рекомендациями, полученными на конференции. Развитие проекта не остановилось на его успешной защите – в этом еще одна положительная сторона конференции «Школьная идея».

      Рассмотреть одно понятие с разных сторон

Интегрированный урок, а точнее межпредметная и метапредметная деятельности, – это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Этой темой заинтересовалась одна из самых юных участниц прошедшей конференции «Школьная идея», ученица 7 класса школы №1950 Александра Кириченко. Об этом она рассуждала в своей работе «Вольность и союз наук…», или интегрированные уроки» на примере фразеологии.

Московская образовательная среда позволяет ученикам проявить себя в мире науки уже со школьной скамьи, продемонстрировать свои навыки, высказать свое мнение, донести свою идею. Помимо так необходимой ребятам научной коммуникации между школьниками, учителями и учеными,  на научной конференции «Школьная идея»  ярко проявилось желание школьников усваивать сложный материал.

«Я никогда не могла себе представить, что такое научное приключение могло совершиться со мной, и оно не завершено. Лауреаты конференции в июне смогут поехать в Казахстан, и там, уже на международном уровне, продемонстрировать свои идеи.  Поэтому я хотела бы каждому сказать, что мечты сбываются, главное трудиться, учиться и мечтать! Думаю, в следующем году многие мои одноклассники попробуют свои силы на этой конференции, каждый сможет воплотить свою идею в жизнь и хотя бы на день окунуться в ту удивительную атмосферу научных тайн, которые ждут, когда их раскроет новое поколение ученых», – говорит Александра.

Участие в конференции – это не урок на оценку, хотя, конечно, знания по предмету, а иногда и по целому спектру школьных предметов нужны, и немалые. Исследовательская работа требует много времени и многих знаний, часто за рамками школьной программы, и молодые ученые это понимают и помогают дельным советом, направляя и поддерживая младших коллег.

     Справочно

Конференция «Школьная идея» – это площадка, на которой учащиеся 5-11 классов образовательных учреждений демонстрируют результаты своей проектно-исследовательской деятельности. На очный финал III Научно-практической конференции школьников «Школьная идея» результаты исследований привезли ребята из более, чем 10 регионов России. Большинство проектов было представлено участниками из московских и подмосковных образовательных учреждений. В качестве экспертов выступили ученые из академических институтов и ведущих вузов Москвы. Организаторы конференции – Совет молодых ученых Российской академии наук и Автономная некоммерческая организация «Центр научно-технического развития». III Научно-практическая конференция школьников «Школьная идея» была подержана Фондом президентских грантов. Следующая конференция запланирована на ноябрь 2020 года.

 

Фото [Департамент образования и науки города Москвы]