Арктика – один из самых богатых регионов нашей страны. В ней сосредоточено 91 % природного газа и 80 % газа промышленных категорий. Есть платина, никель, медь, титан, тантал, ниобий, редкоземельные металлы, железо, фосфор, полиметаллы, флюорит, железо, хром, марганец, золото, алмазы. Однако мало достать эти богатства из-под земли, их надо еще вывезти на материк. Это делается по Северному морскому пути.
История его освоения уходит в далекое прошлое. Первым о возможности практического использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли Северный морской путь) заявил русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 году. Их решил проверить англичанин Хью Уиллоуби, собравшийся в середине XVI века на Север изучить возможность попасть оттуда в Китай. Однако он погиб, застряв во льдах в бухте возле острова Нокуев.
После этого, попытки найти кратчайший путь из Европы в Азию возобновились только в середине XVIII века. По инициативе Михаила Ломоносова, для поиска «морского проходу Северным океаном в Камчатку и далее» в 1765 и 1766 годах были организованы две экспедиции под руководством капитана первого ранга Василия Чичагова. Но они также окончились неудачно.
Другие экспедиции тоже терпели крах. Первому пройти по всему Северному морскому пути, обогнув северную оконечность Евразии — мыс Челюскин и зазимовав у берегов Чукотки, удалось только шведу Эрику Норденшельду в 1878-1879 годах на судне "Вега".
А в 1914-1915 годах это сделали уже россияне: гидрографическая экспедиция Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» прошла в обратную сторону — из Владивостока в Архангельск.
Снабжение и транспортировка ресурсов
После революции 1917 года интерес к Северному морскому пути не пропал, а наоборот вырос: необходимо было налаживать экономическое развитие отдаленных районов страны в Сибири и на Дальнем Востоке. Этим занялся созданный 23 апреля 1919 года при российском правительстве Комитет Северного морского пути, основной задачей которого стала доставка товаров, в первую очередь, хлеба из Сибири, а также укрепление северных границ страны.
В 1930-х годах в арктических регионах СССР стали строиться крупные промышленные предприятия. Так, в 1935 году Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О строительстве Норильского комбината», положив начало строительству на Таймыре крупнейшего в стране горно-металлургического комплекса. Соответственно, к списку задач добавилась еще одна: транспортировка добытых природных ресурсов.
Чтобы обеспечить безопасность судов велось активное изучение Северного морского пути, для чего использовался подводный и надводный флот, авиация, а также дрейфующие полярные станции. В 1932 году экспедиции под руководством Отто Шмидта удалось пройти СМП на ледоколе «Александр Сибиряков» всего лишь за одну навигацию. А в 1934 году СМП был преодолён за одну навигацию ледорезом «Федор Литке» прошедшим путь из порта Владивосток до порта Мурманск.
Трансконтинентальные перелеты, дрейфующая научная станция «Северный полюс», плавания на ледоколах, развертывание метеорологических станций и обсерваторий – все это ускорило развитие СМП. Результаты его изучения и обустройства сыграли важную роль в годы Великой Отечественной войны, когда эта трасса стала важнейшей стратегической артерией советского Севера. По нему Тихоокеанский флот заходил в Баренцево море, а также доставлялись военные и гражданские грузы.
После войны, когда Арктика стала ареной соперничества сверхдержав, его освоение превратилось в дело первостепенной важности. Тогда СМП использовался для обеспечения арктических регионов товарами народного потребления и для вывоза добываемых минеральных природных ресурсов с нефтяных и газовых месторождений.
Северный морской путь и XXI век
Во время социально-экономических и политических потрясений 1990-х годов СМП пришел в упадок. Но уже в наше время в связи с началом освоения арктических месторождений, увеличением объемов грузопотока и числа экспедиционных и туристических рейсов в Арктику, его значение серьезно возросло.
Из-за глобального потепления климата, навигация по нему может стать круглогодичной уже к 2030 году, что открывает еще более широкие возможности для перевозки людей и грузов различного назначения, чем сейчас. Так, СМП может использоваться как альтернатива Суэцкому каналу. Протяженность маршрута от Владивостока до Санкт-Петербурга через Суэцкий канал составляет 23 200 км, что больше трассы Северного морского пути более чем в 1,6 раза, а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км, что больше в 2,05 раза.
Увеличится грузопоток и на внутренних рейсах. Согласно указу президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», к 2024 году грузопоток должен вырасти до 80 млн. тонн. В основном речь идет о перевозке добываемых природных ресурсов: нефти, газа и угля.
Для этого запланирована модернизация всей инфраструктуры, начиная от портов и заканчивая судами. В этом направлении уже работают крупные зарубежные и российские компании. Идет модернизация портов Архангельска, Мурманска и Кандалакши, строительство новых терминалов в портах Диксона и Сабетты, расширение рудной базы и модернизация Норильского комбината, реконструкция аэропортового комплекса Норильска, реконструкция инфраструктуры порта и аэропорта Тикси.
Еще одним перспективным направлением развития СМП станет арктический туризм – круизы по всей его протяженности с заходами в населенные пункты. Это одна из наиболее перспективных точек роста. Ожидается, что в ближайшие 15 лет объем этого рынка вырастет в три раза — до 3 млн. человек в год. Кроме того, с помощью СМП можно будет получить доступ к чистой пресной воде, огромные запасы которой сосредоточены в российской зоне Арктики.
Материал подготовлен по открытым источникам.
Источник фото: Jens Rademacher on Unsplash
Источник фото на главной странице: ФГУП "АТОМФЛОТ"