Арктика – один из самых богатых регионов нашей страны. В ней сосредоточено 91 % природного газа и 80 % газа промышленных категорий. Есть платина, никель, медь, титан, тантал, ниобий, редкоземельные металлы, железо, фосфор, полиметаллы, флюорит, железо, хром, марганец, золото, алмазы. Однако мало достать эти богатства из-под земли, их надо еще вывезти на материк. Это делается по Северному морскому пути.

 

История его освоения уходит в далекое прошлое. Первым о возможности практического использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли Северный морской путь) заявил русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 году. Их решил проверить англичанин Хью Уиллоуби, собравшийся в середине XVI века на Север изучить возможность попасть оттуда в Китай. Однако он погиб, застряв во льдах в бухте возле острова Нокуев.

После этого, попытки найти кратчайший путь из Европы в Азию  возобновились только в середине XVIII века. По инициативе Михаила Ломоносова, для поиска «морского проходу Северным океаном в Камчатку и далее» в 1765 и 1766 годах были организованы две экспедиции под руководством капитана первого ранга Василия Чичагова. Но они также окончились неудачно.

Михаил Ломоносов

Михаил Ломоносов

Источник фото: Кириллица

Другие экспедиции тоже терпели крах. Первому пройти по всему Северному морскому  пути, обогнув северную оконечность Евразии — мыс Челюскин и зазимовав у берегов Чукотки, удалось только шведу Эрику Норденшельду в 1878-1879 годах на судне "Вега".

Судно "Вега"

Судно "Вега"

Источник фото: SiteKid.ru

 

А в 1914-1915 годах это сделали уже россияне: гидрографическая экспедиция Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» прошла в обратную сторону — из Владивостока в Архангельск.

 

Снабжение и транспортировка ресурсов

После революции 1917 года интерес к Северному морскому пути не пропал, а наоборот вырос: необходимо было налаживать экономическое развитие отдаленных районов страны в Сибири и на Дальнем Востоке. Этим занялся созданный 23 апреля 1919 года при российском правительстве Комитет Северного морского пути, основной задачей которого стала доставка товаров, в первую очередь, хлеба из Сибири, а также укрепление северных границ страны.

В 1930-х годах в арктических регионах СССР стали строиться крупные промышленные предприятия. Так, в 1935 году Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О строительстве Норильского комбината», положив начало строительству на Таймыре крупнейшего в стране горно-металлургического комплекса. Соответственно, к списку задач добавилась еще одна: транспортировка добытых природных ресурсов.

Чтобы обеспечить безопасность судов велось активное изучение Северного морского пути, для чего использовался подводный и надводный флот, авиация, а также дрейфующие полярные станции. В 1932 году экспедиции под руководством Отто Шмидта удалось пройти СМП на ледоколе «Александр Сибиряков» всего лишь за одну навигацию. А в 1934 году СМП был преодолён за одну навигацию ледорезом «Федор Литке» прошедшим путь из порта Владивосток до порта Мурманск.

Ледорез "Федор Литке"

Ледорез "Федор Литке"

Источник фото: Россия в фотографиях

Трансконтинентальные перелеты, дрейфующая научная станция «Северный полюс», плавания на ледоколах, развертывание метеорологических станций и обсерваторий – все это ускорило развитие СМП. Результаты его изучения и обустройства сыграли важную роль в годы Великой Отечественной войны, когда эта трасса стала важнейшей стратегической артерией советского Севера. По нему Тихоокеанский флот заходил в Баренцево море,  а также доставлялись военные и гражданские  грузы.

СМП во время войны

СМП во время войны

Источник фото: будущее-арктики.рф

После войны, когда Арктика стала ареной соперничества сверхдержав, его освоение превратилось в дело первостепенной важности. Тогда СМП использовался для обеспечения арктических регионов товарами народного потребления и для вывоза добываемых минеральных природных ресурсов с нефтяных и газовых месторождений.

 

 

Северный морской путь и XXI век

Во время социально-экономических и политических потрясений 1990-х годов СМП пришел в упадок. Но уже в наше время в связи с началом освоения арктических месторождений, увеличением объемов грузопотока и числа экспедиционных и туристических рейсов в Арктику, его значение серьезно возросло.

Арктическое и Нейтинское нефтегазоконденсатные месторождения в ЯНАО

Арктическое и Нейтинское нефтегазоконденсатные месторождения в ЯНАО

Источник фото: rogtec.ru

Из-за глобального потепления климата, навигация по нему может стать круглогодичной уже к 2030 году, что открывает еще более широкие возможности для перевозки людей и грузов различного назначения, чем сейчас. Так, СМП может использоваться как альтернатива Суэцкому каналу. Протяженность маршрута от Владивостока до Санкт-Петербурга через Суэцкий канал составляет 23 200 км, что больше трассы Северного морского пути более чем в 1,6 раза, а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км, что больше в 2,05 раза.

Увеличится грузопоток и на внутренних рейсах. Согласно указу президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», к 2024 году грузопоток должен вырасти до 80 млн. тонн. В основном речь идет о перевозке добываемых природных ресурсов: нефти, газа и угля.

Для этого запланирована модернизация всей инфраструктуры, начиная от портов и заканчивая судами. В этом направлении уже работают крупные зарубежные и российские компании. Идет модернизация портов Архангельска, Мурманска и Кандалакши, строительство новых терминалов в портах Диксона и Сабетты, расширение рудной базы и модернизация Норильского комбината, реконструкция аэропортового комплекса Норильска, реконструкция  инфраструктуры порта и аэропорта Тикси.

Порт Диксон

Порт Диксон

Источник фото: dela.ru

Еще одним перспективным направлением развития СМП станет арктический туризм – круизы по всей его протяженности с заходами в населенные пункты. Это одна  из наиболее перспективных точек роста. Ожидается, что в ближайшие 15 лет объем этого рынка вырастет в три раза — до 3 млн. человек в год. Кроме того, с помощью СМП можно будет получить доступ к  чистой пресной воде, огромные запасы которой сосредоточены в российской зоне Арктики.

 

Материал подготовлен по открытым источникам.

 

Фото на странице: Gazeta.ru

Фото на главной странице: Росатомофлот