Охрана природы и рациональное природопользование

Сердцебиение гусеницы

Бабочки, подвергнутые стрессу, создают проблемы придорожными обитателям

Ежегодно миллионы бабочек Данаида монарх в США  и южной Канаде в период размножения находятся в поисках растений, выделяющих млечный сок, чтобы отложить яйца.

Обеспокоенность сокращением площадей среды обитания бабочек Данаида монарх побудило защитников природных ресурсов обустраивать бабочкам  благоприятные места вдоль обочин дорог, которые имеются в избытке в пределах зон обитания этих бабочек и которые, как правило, находятся в публичной собственности.

Но в ходе новых наблюдений за бабочками выяснилось, что гусеницы этих бабочек испытывают настоящий стресс, причиной которого является шум дорожного движения.

И в один прекрасный момент гусеницы становятся к шуму невосприимчивыми, а ведь это может создать проблемы для них впоследствии.

Зашумленность, как известно, разрушает жизнь птиц , китов и других существ. Но до недавнего времени ученые никогда не проверяли, вызывает ли зашумленность стресс у насекомых.

Когда Энди Дэвис, физиолог по охране природы Университета в Джорджии разместил онлайн видео о гусеницах монарха на обочине дорог, то было видно как гусеницы содрогались когда автомобили проносились мимо с гудением.  Он задумался над вопросом: до какой степени постоянный шум и крики дорожного движения может отразиться на них.

Дэвид встроил заказанный монитор сердечной деятельности гусениц, присоединив маленький датчик в микроскоп для точного измерения скорости сердечных сокращений у  гусеницы когда в лабораторных условиях воспроизводились шумы  и звуки дорожного движения.

Сердца гусениц, подвергавшихся воздействию шумов автострады в течение двух часов бились на 17 процентов быстрее, чем те из гусениц, которые находились в тихой комнате.

Но скорость сердечных сокращений  в группе гусениц, подвергавшихся воздействию беспрерывного дорожного шума в течение всего 12-дневного личиночного периода развития пришла в норму, о чем сообщили Дэвис и его коллеги в мае в  издании « Записки Биологии» (Biology Letters).

Такая бесчувственность может стать проблемой, когда гусеницы превратятся во взрослые особи, говорит Дэвис. Быстрый ответ на стресс является важной жизненной функцией бабочки данаида монарх, когда они совершают свой двух месячный перелет на зимовку в Мексику, подвергаясь нападению хищников и борясь с ветровыми течениями.

«То, что, как  я думаю происходит на обочинах , так это реакция не справляющихся со стрессом  гусениц и который преодолевается когда бабочки летят в Мексику», -говорит Дэвис.

Вне зависимости от шума гусеничный период снижает степень выживаемости бабочки монарх, хотя это остается пока неизвестным, замечает Руан Норрис, эколог канадского университета в Гуэльфе в Онтарио, который не участвовал в  изысканиях.

Но в любом случае, он считает, что придорожные участки земли почти наверняка  приводят к гибели бабочек в результате столкновений с автомобилями.

«Есть так много потенциальной дорожной среды обитания для монархов и других насекомых — это было бы лучше воспользоваться такими местами», - говорит Норрис. “Но вы только не сможете только не может обойти дорожное движение». И добавляет:

«я думаю, дороги и монархи не надо смешивать.»

источник Журнал Саентифик Американ №08 2018  Стр. 19