Ученые доказали, что тактильные и проприоцептивные стимулы улучшают состояние головного мозга с перинатальной травмой, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Frontiers in Behavioral Neuroscience.

Было выяснено, что одно и то же перинатальное повреждение головного мозга, вызванное гипоксией и ишемией, оказывает дифференцированное воздействие на каждый пол, но и для мальчиков, и для девочек состояние может быть улучшено с помощью тактильных и проприоцептивных стимулов. Ласки и массирование мышей на первых этапах их жизни обеспечивали неврологическую защиту во взрослой жизни, особенно у самцов мышей, у которых степень повреждения снижалась вдвое.

Перинатальные травмы головного мозга сказываются на качестве жизни, вызывая проблемы разной степени сложности: от нарушения мелкой моторики до серьезных когнитивных расстройств. В то же время доступные в настоящее время методы лечения очень ограничены. Поэтому изучаются другие виды вмешательств.

Теперь новое исследование, проведенное учеными из Института неврологии Университета Барселоны (INc-UAB) под руководством д-ра Лидии Хименес-Ллорт, демонстрирует, что тактильные и проприоцептивные стимулы -связанные с тактильным восприятием и осознанием тела в пространстве, чувством баланса, координацией движений – уменьшают симптомы перинатальных гипоксических и ишемических повреждений головного мозга на протяжении всей жизни мышей.

Исследование было проведено на мышах с моделированием ситуации преждевременных родов. «В настоящее время мы знаем, что незрелый мозг недоношенных детей, эквивалентный таковому у мышей при рождении, подвергается большему риску гипоксически-ишемического повреждения, а новорожденные мужчины более восприимчивы и хуже реагируют на защитные и терапевтические вмешательства», - объясняет соавтор исследования Мирея Рекасенс.

Сенсорная стимуляция применялась с момента, когда травма произошла, до последних стадий младенчества: то есть с периода рождения, как правило, на 7 месяце – и до двух лет. Манипуляция заключалась в тактильном и пропиоацептивном поглаживании и массаже мышей три раза в течение восьмиминутного периода два раза в день.

Результаты показали, что это вмешательство имело заметную неврологическую защиту для обоих полов на протяжении всей их жизни, но исследователи подчеркивают, что эффекты были особенно положительными среди мужских особей. Гистопатологический анализ у самцов показал на 50% меньшее повреждение мозга по сравнению с нестимулированными мышами. У самок мышей наблюдалось снижение на 30%. Неврологическая защита у обоих полов коррелировала с улучшением функциональных возможностей, рефлексов и улучшением результатов памяти.

Что касается областей головного мозга, то наибольшее улучшение (80%) замечено у самцов в хвостатом ядре, связанном с моторикой, обучением и памятью. У самок на 66% уменьшилась атрофия мозолистого тела - нервного тракта, соединяющего левое и правое полушария головного мозга. «Исследование иллюстрирует профилактический и терапевтический потенциал этих видов стимуляции у новорожденных с повреждениями головного мозга в короткий, но очень интенсивный период на уровне развития и пластичности мозга. Оно также поддерживает различные научные подходы, выступающие за преодоление перинатального состояния - от сенсорной стимуляции до контакта с матерью и теплой и защитной среды», подчеркивает д-р Жименец Лорт.

Степень воздействия травмы на мозг зависит от пола

Исследование также впервые продемонстрировало, что, хотя существует одинаковая степень невропатологической степени тяжести, повреждение по-разному влияет на функциональные, неврологические, когнитивные и эмоциональные способности каждого пола в зависимости от стадии жизни и выполняемой задачи.

«В младенчестве повреждение влияет на равновесие, особенно у самок, и на сообразительность у самцов, но оба аспекта улучшаются по мере роста, и только рефлексы остаются поврежденными. У самцов мышей обнаружена младенческая гиперактивность, которая нормализуется, когда они становятся взрослыми. Тревожность и эмоциональность, связанные с травмами, сохранялись на протяжении всей жизни. Оба пола демонстрировали худшие процессы обучения в короткие и длительные сроки, но у мужчин было больше вреда для памяти», - объясняет Аида Мунцант - аспирант INC-UAB и Первый автор статьи. Функциональные оценки были соотнесены со степенью тяжести пораженных участков мозга: гиппокампа, хвостатого ядра, таламуса, новой коры и мозолистого тела.

Цели реабилитации

«В целом, исследование показывает различные нейрональные субстраты, необходимые для удовлетворения функциональных потребностей, и указывает на наиболее устойчивые нейроанатомические мишени для восстановления этих функций с помощью постнатальной стимуляции», - отмечает д-р Калпана Ширвастава - специалист по нейроиммунологии и соавтор статьи.

«Несмотря на очевидные различия между грызунами и людьми, исследование показывает сложные взаимосвязи между различными областями мозга, факторами риска, уязвимостью и сопротивляемостью, а также демонстрирует зависимость выраженности последствий травмы от пола и возраста. Оно также предоставляет новые данные о поведенческой неврологии в области неонатологии и педиатрической функциональной реабилитации, определяющие трансляционный сценарий, в котором изучаются основные механизмы функциональных и обнаруженных нейропатологических коррелятов», - заключает д-р Лидия Хименес-Ллорт.


Фото: Sergey Nivens: ru.123rf.com