12 июня в рамках пресс-тура в Республику Крым портал «Научная Россия» посетил Отдел сельскохозяйственной микробиологии в структуре Научно-исследовательского института сельского хозяйства Крыма (НИИСХ Крыма). Главные цели – поиск и выделение новых штаммов микроорганизмов, производство биопрепаратов на основе выделенных микроорганизмов, решение вопросов биодеструкции растительных остатков биогербицидами и других перспективных направлений в области сельскохозяйственной микробиологии.  Всего в отделении работает 29 научных сотрудников: среди них 2 доктора наук, 6 кандидатов биологических и сельскохозяйственных наук. За всю историю деятельности представлено более 600 научных статей, монографий, авторские свидетельства, патенты и другие работы.

Сельскохозяйственная микробиология Крыма: Через науку - в жизнь! Фото: Николай Мохначев / Научная Россия

Нина Николаевна Клименко, кандидат сельскохозяйственных наук, научный сотрудник лаборатории растительно-микробного взаимодействия (фосфатмобилизующие бактерии), рассказала о проводимых опытах посадмобилизации растительно-микробных соединений. «Запаса фосфора в почве недостаточно. Фосфорные соединения, которые нужны для нормального роста развития растений, связаны. В щелочных почвах – это соединения кальция, а в кислотных почвах – соединения алюминия. Поэтому они труднодоступны для растений. Чтобы этого избежать, мы должны применять микробные препараты или вести их поиск и селекцию на заданное свойство», – сказала Нина Николаевна.

Комментарий Нины Николаевны Клименко, кандидата сельскохозяйственных наук, научного сотрудника лаборатории растительно-микробного взаимодействия

О проблеме биологического азота в земледелии «Научной России» рассказала Светлана Витальевна Дидович – кандидат сельскохозяйственных наук, ведущий научный сотрудник лаборатории растительно-микробного взаимодействия (биогербициды для борьбы с карантинным сорняком амброзией). «Зернобобовые и культурные травы – это те культуры, которые обеспечивают баланс азота в почве. Всего они занимают 3% – это 3,4 млн гектара, а по научно-обоснованной системе они должны занимать до 20%. Бобовые культуры обладают уникальной способностью – в симбииозе с клубеньковыми бактериями формировать азотфиксирующие клубеньки, в которых происходит процесс азотфиксации. На каждом гектаре находится 80 тысяч азота воздуха. В клубеньках, сформированных за счет бобового растения, происходит процесс азотфиксации (фиксация молекулярного атмосферного азота)», - пояснила Светлана Витальевна.

Комментарий Светланы Витальевны Дидович, кандидата сельскохозяйственных наук, ведущего научного сотрудника лаборатории растительно-микробного взаимодействия

В лаборатории молекулярной и клеточной биологии учёные занимается изучением альтернативных способов улучшения плодородия почвы при разных системах земледелия. Анна Юрьевна Еговцева, научный сотрудник лаборатории молекулярной и клеточной биологии (альтернативное земледелие и ассоциативные бактерии), подробно рассказала внедрении микробных препаратов для улучшения растительной деятельности в полях. «Мы занимаемся изучением изменения микробиомы ризосферы растений: как это влияет на физическое состояние растений и на изменения структуры микробного разнообразия растений сельскохозяйственных культур – пшеница озимая, ячмень, лён, сорго, горох. Поиск и изучение микроорганизмов с высокой степенью ассоциативности к растению для пополнения коллекции нашего отдела. Для каждого вида требуется индивидуальный подбор штаммов, который соответствует биологическим характеристикам растительного организма», – отметила Анна Юрьевна.

Комментарий Анны Юрьевны Еговцевой, научного сотрудника лаборатории молекулярной и клеточной биологии

Анастасия Владимировна Крыжко, ведущий научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики, протеомики и биоинформатики в сельском хозяйстве (биометод в защите растений от вредителей и геномные исследования в сельском хозяйстве), показала, как выглядит бактерия, которая поможет истребить таких вредоносных насекомых, как колорадский жук. «Эта бактерия имеет определенные факторы патогенности, состоящие из споров и кристаллов. На основе полученных данных разрабатываем технологии культивирования данной бактерии с целью в дальнейшем получения лабораторного регламента на препаративные формы».

Комментарий Анастасия Владимировна Крыжко, ведущего научного сотрудника лаборатории молекулярной генетики, протеомики и биоинформатики в сельском хозяйстве

Кандидат сельскохозяйственных наук, ведущий научный сотрудник лаборатории физиологии и экологии микроорганизмов Ирина Алексеевна Каменева рассказала о деструкции целлюлозы и производстве микробных препаратов в отделении сельскохозяйственной микробиологии. «Итогом работы на сегодня являются микробные препараты под все бобовые растения, которые у нас выращиваются. Основной упор делаем на зерновые культуры. Очень важно иметь не только препарат, но и препаративную форму. На сегодня основной приоритет – жидкие препараты. Они состоят из самой культуры микроорганизма. Целлюлозолитический комплекс – это комплекс микробных препаратов для деструкции растительных остатков применяют из расчета 1000 см3 на 1 гектар. Количество рабочего раствора готовится из расчета технических возможностей агропредприятий. Препарат наносят на солому или стерню и сразу заделывают в почву», – сказала Ирина Алексеевна.

Комментарий Ирины Алексеевны Каменевой, кандидата сельскохозяйственных наук, ведущего научного сотрудника лаборатории физиологии и экологии микроорганизмов

Уже сейчас многолетний научный опыт в сфере создания биопрепаратов для растений позволяет повысить урожайность, улучшить качество продукции, поднять воспроизводство почвы, сохранить окружающую среду на основе живых культур микроорганизмов.

Материал подготовлен при поддержке Министерства науки и высшего образования и Российской академии наук.