5 июля в Москве в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова состоялись международный круглый стол «Создатель новой России», приуроченный к 350-летию со дня рождения Петра I, а также церемония вручения дипломов 15-му выпуску магистров Высшей школы государственного администрирования МГУ. В мероприятии приняли участие известные ученые, политики и государственные деятели.
Мероприятие открыл ректор МГУ, академик РАН В.А. Садовничий. По его словам, Петр I был и есть «самый известный монарх России», который своей многогранной деятельностью вывел страну на новый уровень развития. «Петровские преобразования затронули практически все сферы жизнедеятельности страны», — подчеркнул Виктор Антонович. Их успех стал возможным во многом благодаря тому, что Петр I уделял серьезное внимание развитию наук и просвещения. Так, в 1701 г. он основал Школу математических и навигацких наук, а в 1724 г. Императорскую академию наук, заложив таким образом «университетский подход к созданию системы образования» в России. Вдобавок к этому сам Петр любил учиться новому и требовал того же от других, что тоже внесло вклад в ход реформ и, как следствие, привело к резкому поднятия статуса России на мировой арене.
По мнению председателя Российского исторического общества С. Е. Нарышкина, Петр I — это своего рода Прометей, который, озарив всю страну огнем просвещения, превратил ее из маленького царства в великую империю. Это до сих пор многим не нравится, отсюда большое количество лжи и разного рода фейков о его жизни и деятельности. Поэтому в России делается все, чтобы их разоблачить: учреждена Ассамблея петровских музеев России, идет оцифровка архивных материалов (проект «Digital Петр»), опубликовано пять томов рукописей императора. Это очень важно еще и потому, что, по словам С.Е. Нарышкина, при Петре были заложены мощный суверенитет и другие принципы государственного строительства России, благодаря которым страна существует и в наше время.
Президент РАН А.М. Сергеев рассказал об отношении Петра I к науке и образованию. По его словам, в этих областях Петр I продемонстрировал грамотный подход: он ничего не рушил из того, что было сделано до него, а, напротив, всячески укреплял и приумножал, используя при этом помощь из-за границы. По мнению А.М. Сергеева, именно так наша страна должна вести себя по отношению к науке и образованию и сейчас — развивая и укрепляя национальные традиции в сочетании с использованием передового зарубежного опыта.
Директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский поделился опытом популяризации личности и дел Петра I. В галерее Петра Великого, расположенной в Эрмитаже, регулярно проводятся выставки и другие мероприятия, в ходе которых можно увидеть использовавшиеся Петром или принадлежавшие ему вещи и предметы: токарный станок, подлинные волосы императора, паникадило, вырезанное им из кости, китайский костюм, который он носил, механические фигурки из Китая, подаренные Петру, скульптуры, которые он покупал, портреты и многое другое.
Депутат Государственной Думы РФ В. А. Никонов рассказал о дипломатии Петра Великого и других факторах, во многом благодаря которым Россия и превратилась в великую державу. По его словам, отношение к России со стороны стран Запада в немалой степени изменилось после Полтавской битвы 27 июня 1709 г., после которой произошел перелом в Северной войне и, как следствие, ведущие западные страны были вынуждены начать рассматривать Россию как одно из ведущих государств мира и учитывать ее интересы. Окончательно этот процесс завершился уже при Екатерине II.
Депутат Государственной Думы РФ К.Ф. Затулин рассказал о борьбе Петра Великого против центробежных сил на юге страны. В частности, противостоять Петру пытался гетман Мазепа, который, заявив, что Петр якобы собирается ликвидировать гетманщину, совершил предательство и начал помогать Польше и шведскому королю Карлу XII. Однако Петр, по словам К. Ф. Затулина, «выиграл конкуренцию за людей» у Мазепы, оторвав последнего от народа. В итоге исход противостояния был предрешен: Мазепа проиграл борьбу и был вынужден бежать за границу.
Завершился круглый стол оживленной дискуссией.
Эпоха Петра I — сложное и противоречивое время, которое до сих пор полностью не изучено. О том, почему так происходит, рассказывает Лев Сергеевич Белоусов, доктор исторических наук, академик РАО.
Фото на странице и на главной странице сайта: Ольга Мерзлякова/Научная Россия