0 комментариев 973

Самая древняя сверхмассивная черная дыра невероятно велика

Самая древняя из когда-либо обнаруженных черных дыр настолько велика, что это не поддается объяснению, - пишет sciencenews.org со ссылкой на  arXiv.org.

Самая древняя из когда-либо обнаруженных черных дыр настолько велика, что это не поддается объяснению, - пишет sciencenews.org со ссылкой на arXiv.org.

Эта активная сверхмассивная черная дыра или квазар (сверхмассивная черная дыра в ядре галактики, окутанная ярким диском из материала) может похвастаться массой 1,6 миллиарда солнц и находится в центре галактики на расстоянии более 13 миллиардов световых лет от Земли. Квазар, получивший название J0313-1806, появился в то время, когда Вселенной было всего 670 миллионов лет, или около 5 процентов от нынешнего возраста Вселенной. Это делает J0313-1806 в два раза тяжелее и на 20 миллионов лет старше, чем последний рекордсмен среди самых ранних известных черных дыр.

Обнаружение такой огромной сверхмассивной черной дыры на столь раннем этапе истории Вселенной ставит под сомнение понимание астрономами того, как впервые образовались эти космические объекты.

Считается, что сверхмассивные черные дыры вырастают из черных дыр меньшего размера, которые поглощают материю. Но астроном Файги Ван из Университета Аризоны и его коллеги подсчитали, что даже если бы J0313-1806 сформировалась сразу после первых звезд во Вселенной и росла с максимальной скоростью, для нее потребовалась бы начальная масса не менее 10 000 солнц. Обычный способ образования семенных черных дыр - в результате коллапса массивных звезд - может сделать черные дыры только в несколько тысяч раз массивнее Солнца.

Гигантская семенная черная дыра могла образоваться в результате прямого коллапса огромного количества первичного газообразного водорода, говорит соавтор исследования Сяохуэй Фань - также астроном из Университета Аризоны в Тусоне. Или, возможно, семя J0313-1806 началось с малого, образовавшись в результате коллапса звезды, и черные дыры могут расти намного быстрее, чем думают ученые. «Обе возможности существуют, но ни одна из них не доказана, - говорит Фан. - Мы должны смотреть гораздо раньше [во Вселенную] и искать гораздо менее массивные черные дыры, чтобы увидеть, как они растут».

возраст черных дыр квазар образование вселенной сверхмассивная черная дыра семенная черная дыра черная дыра