Образец хариуса. Фото Анастасии Тамаровской / ФИЦ КНЦ СО РАН

Образец хариуса. Фото Анастасии Тамаровской / ФИЦ КНЦ СО РАН

 

Красноярские ученые обнаружили, что хариус из не затененных деревьями рек представляет большую пищевую ценность как источник жирных кислот для людей в сравнении с рыбой из затененных рек. Такой хариус содержал в себе в два раз больше омега-3 полиненасыщенных жирных кислот. Ученые связывают это с различием в питании рыб из разных водотоков. Результаты работы опубликованы в журнале Food Webs.

Лососевые являются ценной промысловой рыбой с высоким содержанием физиологически важных длинноцепочечных полиненасыщенных омега-3 жирных кислот: эйкозапентаеновой (ЭПК) и докозагексаеновой (ДГК). Эти кислоты имеют высокую ценность для живых существ, в том числе для человека. Они нужны для работы сердечно-сосудистой и нервной систем. Животные в основном получают жирные кислоты из пищи.

Ученые ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» совместно с коллегами из СФУ изучили состав жирных кислот хариуса Thymallus baicalensis, обитающего в сибирских реках с разным качеством доступного корма и определили, как такие диеты влияют на содержание ЭПК и ДГК в тканях хариуса. Ученые выяснили, что хариус, обитающий в затененных реках, представляет меньшую пищевую ценность для человека как источник жирных кислот по сравнению с рыбой из незатененных рек.

Ученые обнаружили, что в лесных затененных речках, в Тамасуле, Каче и Базаихе, хариус питается в том числе наземными насекомыми с низким содержанием ЭПК и ДГК. В противоположность этому хариус в небольших незатененных реках, таких как Мана, питается водными насекомыми, богатыми эйкозапентаеновой, но с низким содержанием докозагексаеновой кислоты. В большой незатенённой реке Енисей рацион хариуса состоит из ракообразных – гаммарид, питающихся диатомовыми водорослями богатыми как эйкозапентаеновой, так и докозагексаеновой кислотами. Таким образом, в незатененных реках рацион хариуса на 95% состоял из водных организмов, а в затененных значительную долю рациона рыб (30-40%) составляли наземные беспозвоночные.

Такие различия в питании рыб существенно влияли на содержание физиологически ценных омега-3 ПНЖК и общего количества жирных кислот в мясе и жире рыбы. Хариус, обитающий в затененных реках и питающийся наземными беспозвоночными, имеет вдвое меньше ЭПК и ДГК по сравнению с хариусом, обитающим в незатененных реках. Наиболее ценным источником омега-3 ПНЖК для людей оказался хариус, обитающий в Енисее, рацион которого состоял исключительно из водных беспозвоночных, а основу трофической сети составляли диатомовые водоросли. 

«Мы предположили, что хариус, обитающий в многочисленных небольших лесных речках с сильной затененностью, из-за лесного полога может испытывать дефицит омега-3 ПНЖК и, как следствие, быть менее ценным источником этих веществ для потребителей более высоких трофических уровней, включая людей. Результаты нашего исследования показывают, что доступность и качество омега-3 ПНЖК в хариусе могут значительно варьироваться в зависимости от места обитания рыбы. Это важно учитывать при оценке пищевой ценности рыбных продуктов. Кроме того, наше исследование подчеркивает необходимость проведения дальнейших исследований для более глубокого понимания роли различных экологических факторов в формировании качества и доступности питательных веществ в водных экосистемах», — рассказал Павел Андрущенко, младший научный сотрудник Института биофизики СО РАН.

«Пищевая ценность рыб зависит от большого числа факторов, самыми главными из которых являются спектр питания и филогения. Хариус относится к ценным видам рыб и способен накапливать физиологически ценные омега-3 ПНЖК в значительных количествах. Однако он может обитать как в больших холодных реках, где донные водоросли получают достаточно света для достижения высокой продукции, так и в малых холодных ручьях, где полог из деревьев препятствует активному развитию донных водорослей. В первых экосистемах сети питания строятся на водорослях, а во вторых — на двух источниках: на водорослях и на том, что попадает в воду из наземных экосистем. Биохимический состав этих двух компонентов разный, а значит, и их качество для потребителей тоже разное. По нашим результатам, качество хариусов из больших рек по содержанию омега-3 ПНЖК может быть в 2-3 раза выше, чем качество хариусов из малых, сильно затенённых рек. Однако в мозге рыб содержание этих физиологически ценных веществ было на относительно постоянном уровне независимо от рациона. Рыбы либо аккумулируют омега-3 ПНЖК в мозге, либо синтезируют их сами и строго контролируют их содержание», — заключила доктор биологических наук профессор РАН руководитель исследования Олеся Махутова.

Исследование поддержано Российским фондом фундаментальных исследований (проект № 20-04-00594).

 

Информация и фото предоставлены Федеральным исследовательским центром «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»