Исследование, проведенное под руководством ученых из Королевского колледжа Лондона, дает новое представление о том, как комодские вараны сохраняют свои зубы острыми, и может дать ключ к разгадке того, как динозавры вроде Tyrannosaurus rex убивали и поедали свою добычу.

Родом из Индонезии, комодские вараны – самый крупный из ныне живущих видов варанов, их средний вес составляет около 80 кг. Смертоносные хищники, комодо имеют острые, изогнутые зубы, как у многих плотоядных динозавров. Они едят практически любое мясо, от мелких рептилий и птиц до оленей, лошадей и водяных буйволов, разрывая добычу на части.

Исследователи обнаружили, что у многих рептилий в зубах содержится некоторое количество железа, но у комодских варанов оно сконцентрировано на режущих кромках и кончиках зубов, окрашивая их в оранжевый цвет. У крокодилов и других варанов, напротив, железа так мало, что оно часто незаметно.

Чтобы понять химический и структурный состав зубов комодского варана, ученые обследовали музеи на предмет черепов и зубов этих животных и изучили зубы Ганаса, 15-летнего комодского варана, который жил в Лондонском зоопарке.

С помощью современных технологий визуализации и химического анализа команда смогла установить, что железо в эмали комодских варанов сконцентрировано в тонком слое на вершине зубных зазубрин и кончиках зубов. Этот защитный слой сохраняет края зубов острыми и готовыми к использованию в любой момент.

Исследование, опубликованное в журнале Nature Ecology & Evolution, позволяет задать новые вопросы и найти пути для изучения того, как жили и питались вымершие виды, такие как динозавры.

Доктор Аарон Леблан, преподаватель стоматологических биологических наук в Королевском колледже Лондона и ведущий автор исследования, сказал: «У комодских варанов изогнутые, зазубренные зубы, которые разрывают добычу, как и у хищных динозавров. Мы хотим использовать это сходство, чтобы узнать больше о том, как плотоядные динозавры могли питаться и использовали ли они железо в своих зубах так же, как комодский варан. К сожалению, с помощью технологий, которыми мы располагаем на данный момент, мы не можем определить, содержали ли окаменелые зубы динозавров высокий уровень железа или нет. Мы думаем, что химические изменения, происходящие в процессе окаменения, не позволяют определить, сколько железа было в них изначально».

Однако было обнаружено, что крупные хищные динозавры, например тираннозавры, меняли структуру эмали на режущих краях своих зубов. Таким образом, если комодские вараны изменили химический состав своих зубов, то некоторые динозавры изменили структуру своей зубной эмали, чтобы сохранить острый режущий край.

Доктор Бенджамин Тапли, куратор рептилий и амфибий и соавтор исследования, сказал: «Комодские вараны– самые крупные ящерицы в мире – несомненно, впечатляющие животные. Проработав с ними 12 лет в Лондонском зоопарке, я не перестаю восхищаться ими, и эти результаты еще больше подчеркивают, насколько они невероятны».

К сожалению, комодские вараны находятся под угрозой исчезновения, поэтому помимо того, что это открытие помогает выяснить, как могли жить культовые динозавры, оно также помогает глубже понять этих удивительных рептилий, поскольку мы работаем над их защитой.