В ночь с 6 на 7 января в России отмечают светлый праздник Рождество. О святочных гаданиях, рождественской елке и традициях празднования в городе и в деревне рассказывает Александра Викторовна Фролова ─ кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела русского народа Института этнологии и антропологии Российской академии наук.

─ Традиции празднования Рождества в городе и в деревне отличались?

― Да, конечно. Дело в том, что сама сельская среда всегда была настроена на консервативность, поэтому включение новых элементов в празднование ― это обычно приоритет города. Традиционный способ празднования Рождества с обходами домов христославцами, славлениями, песнями и наряжонками (прим., участники в костюмах, изготовленных своими руками), традиционной выпечкой ― козулями, мы видим, как правило, именно в деревнях.

Важно сказать, что Рождество Христово ― это своеобразное состояние астрономического года, так называемый зимний Солнцеворот. Этот день насыщен обрядами святочного периода, ведь Рождество, как мы знаем, открывает период святок: с 25 декабря по старому стилю, 7 января по-новому, и до Крещения, то есть до 19 января по новому стилю. В этот праздничный рождественский день каждый член сельской общины от мала до велика принимал участие в огромном количестве обрядов, в ряжении, в святочных обходах в домах, в посиделках с разнообразными играми, в гаданиях, в забавах. Считалось, что гадать в Рождество не только можно, но и нужно!

Святочная Звезда колядовщиков. Январь, 2019. Фото Фроловой А.В. Музей Малые Корелы. Архангельская обл.

Святочная Звезда колядовщиков. Январь, 2019. Фото Фроловой А.В. Музей Малые Корелы. Архангельская обл.

 

Гадали и в деревне, и в городе?

― Да, совершенно верно. И, кстати, именно в гаданиях наиболее ярко проявляется отличие празднования Рождества в городе и в деревне.

Если говорить о дореволюционном городе, то есть до 1917 года, то часто люди гадали с помощью бумажек: девушки, например, писали на бумаге свои сокровенные желания или имена ухажеров. Не удивительно, ведь в городе грамотных людей, тех, кто умел писать, было гораздо больше, чем в деревне. Эти бумажки с желаниями укладывали под подушку или в другом укромном местечке, а утром забирали. В городе гадали в основном девушки, а в деревне нередкими гостями гаданий были юноши и даже взрослые мужчины. Людей в деревнях, если говорить о старшем поколении, больше всего заботили не любовные дела, а то, каким будет урожай. Это они и пытались выяснить с помощью гаданий. Часто спрашивали и о здоровье.

─ А сейчас традиция гадать сохраняется? Или теперь все гадания ушли в онлайн?

Вы правы, гадания действительно становятся проще. А многие из них вообще уже ушли в прошлое, например, гадание по бревнам, когда дрова собирали в большие дровни, и девушка должна была ночью подойти к этой стопке дров, сунуть туда руку и на ощупь выбрать бревно: какое бревно попадется ― таким и будет ее суженый. Если гладкое ― жених будет бедным, шероховатое ― богатым, если с сучками ― с большим количеством родственников. Гадание бумажками, о котором я говорила выше, по-прежнему популярно.

Кстати, молодежь стала сейчас более смелая, по сравнению со своими бабушками и дедушками. Они легко могут ходить и в баню, и гадать с помощью коридора зеркал. Более того, в городе, я слышала от информатора, что молодежь в святочные дни не боится даже вызывать духов. В Архангельске, например, чаще всего вызывают С.Г. Писахова – известного писателя и художника Севера, жившего в XIX-XX веках. В общем, весело!

─ Есть ли различия в праздничных блюдах в городе и в деревне?

― Это очень интересный вопрос, потому что меню действительно разнится. Так, например, в деревнях было принято готовить огромное количество самой разнообразной праздничной выпечки. Для Архангельского севера это шаньги ― удивительно вкусные хлебобулочные изделия. А в городе были больше популярны салаты. Однако в последнее время есть тенденция на сближение городского и деревенского праздничного меню.

Стоит упомянуть уникальный святочный бренд Архангельской области ― это обрядовые печенья, так называемые рождественские козули. В деревне была распространена витая козуля, из жгутов ржаного теста, а в городе мастера со всевозможными железными формами, болванками изготовляли шедевры этого пряника: с узорчатой цветной росписью. В деревнях приготовить такое было очень сложно.

Козули и приспособления для их изготовления. Фото А.В. Фроловой

Козули и приспособления для их изготовления. Фото А.В. Фроловой

 

Современные козули. Фото А.В. Фроловой

Современные козули. Фото А.В. Фроловой

 

─ Традиции празднования Рождества на Севере как-то отличаются от остальной части России?

Да, там есть свои уникальные обряды. Я вообще считаю, что в наиболее аутентичном виде святочный зимний обряд сохранился именно на Русском Севере. Вспомнить, например, такое интересное обрядовое озорство, как ку́деся, или святочное озорство. Традиция до сих пор жива в регионах Русского Севера! Что это за кудеся такая? Если девушки гадали, то юноши, в свою очередь, кудесили (от древнерусского «кудесь» ― чары, колдовство). Можно сказать, это такое обрядовое хулиганство, которое проводили только у тех домов, где жили незамужние девушки, будущие невесты. Парни могли, например, развалить поленницу дров, приморозить дверь, чтобы было сложно выйти из дома, или спустить перо на ниточке в дымоход, чтобы в доме начало дымить, когда хозяева разжигали печь. Могли еще привязать деревяшку на ниточке к стеклу, чтобы в окно от ветра стучало и хозяева выбегали посмотреть, кто же пришел. Односельчане с юмором воспринимали все эти маленькие шалости и обычно не обижались. Считалось, что кудеся ― это проверка семьи на хозяйственную прочность.

─ А как отмечали христианский праздник Рождество в советское время?

В советский период происходило формирование совсем другой культуры, и православные традиционные праздники, естественно, были под запретом. Поэтому все празднование ушло в семью ― так Рождество стало семейным праздником. Да, люди ходили наряжонками, но Христа на улицах не славили, да и круг обрядовых обходов сократился ― ходили только к близким друзьям, которые точно не выдадут, да и то поздним вечером. Все боялись доносов, вот такое было время.

Сохранялась традиция наряжонок, очень любили советские женщины наряжаться в цыганку, подражать ее говору, тому, как она ходит, а мужчины часто рядились в попа или в животных, например в медведя. Дома женщины готовили выпечку, тогда тоже были популярны козули, как и сейчас. Ставили елку всей семьей.

─ Кстати, елка ─ это все-таки символ Нового года или Рождества?

Елка это, конечно же, символ Рождества. Она прошла достаточно длительный путь развития в нашей отчизне. Елка как непременный атрибут зимних праздников появилась в нашей стране с петровских времен и была изначально связана с благотворительностью. Это дерево привезли в Россию из Дании и Германии наши любимые принцессы, которые появились после Петра I (четыре Гессен-Дармштадтские принцессы стали частью российской истории). Достаточно долго елка приживалась в нашей среде. В столицах устраивали балы благотворительности, детские праздники, где обязательно присутствовала украшенная елка. Таким образом, изначально она считалась именно городским деревом. И лишь позднее мода на елку добралась и до российских глубинок.

До революции 1917 года в крестьянской среде елки практически не наряжали: считалось, что это плохая примета ― вносить ель в дом. Но из-за того, что Рождество было очень популярно, елка в итоге прижилась и в деревнях. Кстати, революционеры, которые достаточно активно себя вели в конце XIX – начале XX века, противопоставляли Рождество Новому году. И поэтому они отмечали Новый год именно с елкой.

После революции советская власть пыталась трансформировать любимые праздники церковного календаря, это касалось Рождества и Пасхи. Появилось так называемое комсомольское Рождество, комсомольская Пасха. Но они не прижились. Тогда руководство страны пошло по жесткому сценарию и просто запретило празднование Рождества. Даже елка оказалась под запретом! И только начиная с 1936-го года, когда вдруг выяснилось, что детских праздников у нас практически не осталось, советские власти решили вернуться ко всеми любимой елке. В целом, все наши праздничные обряды и традиции окончательно сформировались в конце 1930-х годов.

Хоровод в Малых Корелах. Январь 2019. Фото Фроловой А.В. Музей Малые Корелы. Архангельская обл.

Хоровод в Малых Корелах. Январь 2019. Фото Фроловой А.В. Музей Малые Корелы. Архангельская обл.

 

─ Александра Викторовна, напоследок хотела вас спросить, а как вы сами отмечаете Рождество? У вас ведь и день рождения выпадает на январские праздники!

Да, мой день рождения выпадает как раз на 7 января, на Рождество. Кстати, Новый год ― это мой самый любимый праздник, и я как человек, рожденный в советскую эпоху, праздную его по-советски: с елкой, салатами и шампанским. Именно в советский период сложился этот удивительный набор новогодних салатов, включая всеми любимый оливье. Тогда же в моду вошли и мандарины с шампанским. Я активно собираю новогодние рецепты, изучаю историю традиционной еды. Часто готовлю традиционные блюда, например, шаньги, столь популярные на Севере. Рождество всегда встречаю с радостью, иногда могу и погадать в качестве развлечения, следуя традициям наших бабушек и дедушек. В общем, стараюсь отметить праздник ярко и интересно. Чего и вам желаю!