Учёные-малакологи Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова Уральского отделения РАН (Архангельск) и Санкт-Петербургского государственного университета обнаружили в научной публикации японских специалистов ошибку в определении моллюсков-прудовиков. Результатом исправления неточности стало открытие новых для науки видов.

Берингийский эндемик Dallirhytis atkaensis. Фото Ольги Аксёновой

В статье учёных из Японии, занимающихся исследованиями в области паразитологии и ветеринарии, обитатели местных пресных водоёмов – улитки-прудовики (Lymnaeidae) – рассматривались в качестве промежуточных хозяев паразитирующих плоских червей-сосальщиков (трематод). Однако опубликованные результаты секвенирования ДНК моллюсков были некорректны.

Как пояснил директор Лавёровского центра, член-корреспондент РАН Иван Болотов, японские учёные отнесли хозяев трематод к известным видам прудовиков, хотя представленные генетические данные демонстрировали явные отличия от всех известных науке лимнеид. Исключение таких расхождений особенно важно в контексте паразитологии: трематоды, как правило, привязаны к конкретным видам моллюсков. К примеру, печёночная двуустка (Fasciola hepatica) – паразит копытных животных и человека, поражающий печень и желчевыделительную систему, – ассоциируется с распространённым в Евразии брюхоногим моллюском малым прудовиком (Lymnaea truncatula).

Российские учёные провели дополнительные генетические исследования, в результате которых были идентифицированы новые для науки виды прудовиков-эндемиков, получивших наименования Galba pacifica (этот вид также встречается в России – на Камчатке, Сахалине и Курилах), Kamtschaticana nipponica и Orientogalba hokkaidoensis. Учёные считают Японские острова древним очагом биоразнообразия и эндемизма, поскольку архипелаг избежал гибельных для фауны сплошных оледенений в плейстоцене.

Данные о новых прудовиках пополнили ранее созданную российскими биологами референсную библиотеку генетических последовательностей пресноводных моллюсков, где сиквенсы всех известных видов корректно привязаны к видовым названиям. Используя эту базу, учёные разных стран могут определять промежуточных хозяев трематод.

Кроме того, большим коллективом, в состав которого помимо биологов Лавёровского центра и СПбГУ вошли учёные Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, а также представители японской и корейской науки, была проведена ревизия данных о прудовиках, живущих в водоёмах Востока и Северо-Востока Азии (включая Корею, часть Китая, Японские острова, Курильские острова, Сахалин, Дальневосточное побережье России, Камчатку и Чукотку) и северо-западной части Северной Америки (Аляска и канадские штаты Юкон и Британская Колумбия).

Российские учёные проанализировали трансберингийские связи, миграции арктических фаун прудовиков двух континентов. Установлено, что обмен был взаимным: два вида пришли из Азии через Берингийский мост в Северную Америку и два вида мигрировали из Америки на Азиатское побережье. По оценкам Лавёровского центра, эти расселения произошли сравнительно недавно – в период позднего плейстоцена, менее 50 тысяч лет назад. Результаты исследования опубликованы в международном научном журнале.

Информация и фото предоставлены пресс-службой ФИЦКИА УрО РАН