Специалисты Российской антарктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института  успешно подняли из ледника над озером Восток ледяной керн возрастом более 1 миллиона лет. Ученые получили уникальные образцы, содержащие информацию об изменениях климата на Земле от наших дней до эпохи среднего плейстоцена.

Проект реализуется в рамках программы комплексного исследования подледникового озера Восток и палеоклимата Земли в районе российской антарктической станции Восток совместно со специалистами Санкт-Петербургского горного университета. В этом сезоне в Антарктиде работали 4 сотрудника Арктического и антарктического научно-исследовательского института, в том числе две девушки - гляциологи, и 8 специалистов Санкт-Петербургского горного университета.

Лед залегал на глубине свыше 3,5 километров. Полученные образцы будут доставлены в Санкт-Петербург в Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. За время сезонных работ из скважины 5Г-5 в леднике над озером Восток поднято около 60 метров ледяных кернов.

«Для ученых древний лед возрастом около 1 миллиона лет представляет самый большой  интерес. Именно в этот период в атмосфере Земли могла наблюдаться повышенная концентрация СО2, и предположительно в этот период на планете произошла перестройка климатической системы. Изучив данные об изменениях климата, хранящихся в ледяных кернах, ученые смогут выдвинуть гипотезы о возможных причинах, скоростях и последствиях произошедших трансформаций, просчитать, как природная система может работать в условиях повышенного уровня СО2, - рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров. - Глобальные климатические преобразования прошлого были значительно серьезнее тех, которые мы переживаем сейчас. Но они происходили по естественным причинам. В последние столетия активно развивается промышленность, человечество воздействует на атмосферу не всегда продуманной производственной деятельностью. Сейчас, как и миллион лет назад, на Земле также происходят климатические изменения, но их скорость заметно выше, чем когда-либо ранее».

По данным ученых, в последние 800 лет жизнь на Земле развивается в пределах одной климатической системы, предполагающей смену ледниковых и межледниковых эпох с примерной цикличностью в 100 тысяч лет. Мы живем в относительно теплый период, который называется межледниковьем.

Подледниковое озеро Восток – одно из крупнейших на Земле, было открыто в конце 20 века в Антарктиде в районе российской антарктической станции Восток, в честь которой оно получило свое название. Предполагаемая площадь этого подледникового пресноводного водоема – около 16 тысяч квадратных километров, глубина – более 1 200 метров.

На протяжении нескольких миллионов лет экосистема озера Восток изолирована от внешнего воздействия под толщей льда на глубине около 4 километров. На сегодняшний день это самое малоизученное место на планете.

В январе 1970 года сотрудники Арктического и антарктического научно-исследовательского института и Горного института начали бурение первой глубокой скважины [1Г – первая глубокая] на станции Восток. В 1990 году начался проект по бурению пятой по счёту глубокой скважины [5Г]. Первое вскрытие озера Восток состоялось 5 февраля 2012 года на глубине 3769,3 метра. В прошлом году ученые подняли из глубин ледника образцы древнего льда возрастом около 500 тысяч лет.

Плейстоцен (от англ. Pleistocene)  – геологическая эпоха, длившаяся примерно от 2 580 000 до 11 700 лет назад. Временной период  от 1250 до 700 тысяч лет назад принято считать временем среднеплейстоценового климатического перехода.

Источник информации и фото: Медиа-группа ААНИИ