Команда из Великобритании сконструировала робота, имитирующего поведение муравьев Temnothorax albipennis, который смог «объяснить» маршрут к новому гнезду другому муравью, передает Бристольский университет. Результаты исследования опубликованы в Journal of Experimental Biology.
У крохотных муравьев Temnothorax albipennisмогут наблюдается интерактивное, индивидуальное обучение. И происходит это с помощью «бега в тандеме». Один муравей ведет другого по маршруту к новому гнезду. Муравей-ученик усваивает маршрут достаточно хорошо, чтобы самостоятельно найти дорогу домой, а затем – уже вместе с третьим муравьем – пробежать к новому гнезду – и так далее.
Ученые хотели определить, что было необходимо и достаточно в таком обучении. Согласно их гипотезе, если бы они смогли построить робота, который успешно заменит учителя, это должно было бы показать, что они в значительной степени поняли все основные элементы этого процесса.
Для этого исследователи построили большую арену, так что было заметное расстояние между старым гнездом муравьев, которое было намеренно сделано хуже, и новым – гораздо лучшим, – куда муравьев мог привести робот. Когда муравей покинул старое гнездо, исследователи поставили робота прямо перед ним. Далее робот-учитель скользил по прямой или по извилистой траектории – так, как его запрограммировали. К тому же, робота снабдили ароматическими железами, чтобы он привлекал муравья феромонами. Когда робот привел муравья-последователя к новому гнезду, он осмотрел новое место – и затем отправился домой. И ученые отслеживали, по какому пути возвращается муравей-ученик.
Эксперимент показал, что робот действительно успешно научил муравья-ученика. Муравьи знали свой путь обратно в старое гнездо: извилистый или прямой.
«Прямой путь может быть быстрее, но извилистый даст больше времени, за которое следующий муравей сможет лучше изучить ориентиры, чтобы он мог найти дорогу домой так же эффективно, как если бы он шел по прямому пути», – поясняют авторы работы.
[Фото: NORASMAH BASARI AND NIGEL R FRANKS]