2 ноября на пресс-конференции в пресс-центре  МИА "Россия сегодня" с участием заместителя министра образования и науки РФ Людмилы Огородовой и ректора МГУ им. М.В. Ломоносова Виктора Садовничего анонсирован запуск Московского международного рейтинга вузов. 
Вузы в рейтинге будут оцениваться по системе, учитывающей три их "классические миссии": образовательную миссию, научные исследования, взаимосвязь университета и местных сообществ, сообщает ТАСС.

"Мы хотели, чтобы критериев рейтинга было как можно больше. Их будет 35", - уточнил Садовничий. Несколько месяцев рейтинг будет открыт для обсуждения.

"Задача, чтобы к концу этого года мы приступили к сбору данных, а примерно к марту мы могли бы подвести итоги национального сектора (рейтинга в отношении российских университетов - прим. ТАСС), - подчеркнул ректор МГУ.

По его словам, отдельно будут подводиться итоги рейтингования региональных университетов, а также мировых. "В сентябре 2017 года мы постараемся опубликовать уже полные результаты нашего рейтинга", - заключил Садовничий. Предполагается, что со временем рейтинг получит мировое признание, а к работе будут привлечены международные эксперты.

Название изображения


Проект международного рейтинга университетов инициирован в соответствии с поручением Президента России В.В. Путина. Это первый проект международного рейтинга со штаб-квартирой в России. Учредители проекта – Российский союз ректоров и Российская Академия наук. Оператор – Ассоциация составителей рейтингов (АСР), в число учредителей которой входят ведущие рейтинговые и исследовательские центры («Эксперт РА», ВЦИОМ, «Репутация» и др.).

Рейтинг нового типа крайне востребован не только в России, но и в большинстве других стран. Преподавательское сообщество, студенты, ученые, работодатели, правительства испытывают проблемы из-за того, что наиболее популярные ныне рейтинги оценивают университеты довольно односторонне. Эти рейтинги оценивают не столько реальные достижения университетов, сколько их имидж. Половина показателей, учитываемых рейтингами, приходится на репутационные оценки, а в семействе предметных рейтингов их доля составляет 80% и более. В такой системе координат продвижение университетов в рейтингах зависит скорее от искусства маркетингового позиционирования, чем от прогресса в качестве подготовки студентов или развития научных исследований. В то же время мало учитываются реальное качество знаний выпускников, внедрение передовых методов обучения, особенности национальных педагогических и научных школ и т.д.

На одном из международных форумов такое сопоставление университетов участники сравнили с чемпионатом по футболу, в котором не учитываются забитые голы, но зато подробно анализируется репутация тренеров и массажистов, их цитируемость в прессе, полученные ранее почетные титулы. Т.е. мировое сообщество не удовлетворяет набор уже существующих рейтингов. Спрос на новый рейтинг сформировался.

Университеты заслуживают альтернативной, более многогранной и объективной системы оценки, учитывающей все три их классические ключевые миссии. Первая из них – образовательная. Главная функция университетов во все времена оставалась неизменной – учить, давать студентам знания. Удивительно, но качество образования остается на периферии глобальных университетских рейтингов. Вторая - научные исследования, в отрыве от которых качественная подготовка специалистов сегодня невозможна. Казалось бы, эту сферу существующие рейтинги оценивают скрупулезно, но чрезмерный акцент при их составлении на данные избранных наукометрических систем часто приводит к серьезным искажениям. И, наконец, взаимосвязь университета и местных сообществ, приобретающая сейчас все большее значение как фактор гармоничного развития регионов, но находящаяся вне поля зрения составителей существующих рейтингов.

Главная особенность Московского международного рейтинга «Три миссии университета», как следует из названия, в том, что он должен оценивать все три миссии. Соответственно, его базовые критерии представляют собой три группы: «качество образования», «наука» и «университет и общество». Другое принципиальное отличие рейтинга – он основывается на единообразно измеряемых количественных показателях, что существенно повышает уровень его объективности. В нем планируется избежать популярных ныне показателей, определяемых на основе репутационных опросов.

Московский международный рейтинг, в силу универсального характера его методики, может быть рассчитан как для одной страны (прежде всего апробация пройдет, конечно, в России), группы стран (в частности, группа стран Евразийского союза), так и для университетов различных стран. Все эти рейтинги будут строиться исходя из единых методологических подходов, но позволят более корректно отразить конкурентные преимущества университетов на каждом из уровней.

Международный характер рейтинга подразумевает его признание в мире. Его инициатива уже обсуждена и поддержана ведущими университетами России, Китая, Индии, Ирана, Турции, Японии. Все эти университеты крайне заинтересованы в объективной оценке своих достижений и готовы предоставить информацию, необходимую для составления рейтинга. Кроме того, к работе над рейтингом будут привлечены ведущие международные специалисты. А сам рейтинг будет представлен на аудит авторитетнейшим экспертам и организациям.

 

Справка:

Российский союз ректоров (РСР) – общероссийская общественная организация, объединяющая более 700 ректоров (руководителей), президентов образовательных организаций высшего образования Российской Федерации. Ссылка: http://www.rsr-online.ru

Ассоциация составителей рейтингов, рэнкингов и других оценок эффективности (АСР) – создана в 2014 г. ведущими российскими рейтинговыми агентствами и исследовательскими центрами («Эксперт РА», Национальное рейтинговое агентство, Рейтинговое агентство AK&M, ВЦИОМ агентство «Репутация»). Ссылка: http://www.asrro.ru