Даже у тех, кто регулярно играет в игры для тренировки мозга на смартфоне, не улучшаются умственные способности, - пишет sciencenews.org.

Это привлекательная идея: играя в онлайн-игры, связанные с решением задач и сопоставлением фактов по несколько минут в день, люди могут улучшить такие умственные способности, как рассуждение, словесные навыки и память. Но ученые все еще обсуждают, оказывает ли такая активность реальное влияние на деятельность мозга.

«На каждое исследование, которое находит доказательства, есть статья, которая не находит», - говорит Бобби Стояноски - когнитивный нейробиолог из Западного университета в Онтарио.

Теперь, возможно, в самом крупном испытании этих программ в реальных условиях, Стояноски и его коллеги сравнили более 1000 человек, регулярно использующих тренажеры для мозга, с примерно 7500 людьми, которые не занимаются такими тренировками. Как сообщают ученые, между этими двумя группами не было большой разницы в результатах тестов.

«Они проверили эффективность такой тренировки мозга», - говорит Элизабет Стайн-Морроу, ученый по когнитивному старению из Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн. Хотя исследование не объясняет отсутствие преимуществ, оно показывает, что нет никакой связи «между количеством времени, затрачиваемым на программы тренировки мозга, и познанием», - добавляет она.

Исследователи наняли 8 563 добровольца по всему миру через Cambridge Brain Sciences - компанию из Торонто, которая проводит оценки для измерения здоровой функции мозга. (Хотя некоторые исследователи являются аффилированными лицами компании, она не получила финансирования для исследования.) Участники заполнили онлайн-анкеты о своих тренировочных привычках, мнениях о преимуществах тренировок и о том, какую программу они использовали. Около 1009 участников сообщили об использовании программ тренировки мозга в среднем около восьми месяцев, хотя продолжительность варьировалась от двух недель до более пяти лет.

Затем добровольцы выполнили 12 когнитивных тестов для оценки памяти, мышления и вербальных навыков. Они столкнулись с подобными Саймону упражнениями на память, с такими задачами пространственного мышления, как мысленное вращение объектов, головоломки на поиск шаблонов и задачи стратегии.

Когда исследователи посмотрели на результаты, они увидели, что игроки в среднем не имели интеллектуальных преимуществ над другой группой в области памяти, вербальных навыков и рассуждений. Даже у самых активно использующих игры на смартфоне, которые играли не менее 18 месяцев, тренировка мозга не повысила мыслительные способности по сравнению с уровнем людей, которые не использовали эти программы.

Это не связано с тем, что изначально плохие способности игроков улучшаются в процессе. Участники, которые тренировались менее месяца и, предположительно, еще не получили бы значительных преимуществ от программ, выступали наравне с людьми, которые вообще не тренировались.

«Независимо от того, как мы разрезали данные, нам не удалось найти никаких доказательств того, что тренировка мозга связана с когнитивными способностями», - говорит Стояноски. Это верно независимо от того, анализировала ли команда участников по возрасту, используемым программам, образованию или социально-экономическому статусу - все они были когнитивно аналогичны группе, которая не использовала программы.

По словам Стояноски, тренировка мозга может быть полезна в определенных сценариях, но «частью нашей цели было посмотреть на тренировку мозга в реальном мире».

По словам Стайн-Морроу, этот реальный мир может быть лучшим тренером для мозга. Хотя можно улучшить умственные способности, Стайн-Морроу рекомендует применять эти навыки в различных жизненных ситуациях. «Это гораздо лучше, чем сидеть за компьютером и делать мелкие дела».

[Фото: sciencenews.org]