Речь как результат мутации гена

Возможно, способностью научиться речи люди обязаны мутации гена, произошедшей полмиллиона лет назад.

Мутация гена, возникшая более 500 000 лет назад, может быть ключом к уникальной способности человека производить и понимать речь. По данным исследования, проведенного учеными из Массачусетского технологического института (США), человеческая версия гена под названием Foxp2 позволяет трансформировать новый опыт в рутинную процедуру. Когда были выведены мыши, экспрессирующие этот ген, они стали гораздо быстрее учиться работать в лабиринте, по сравнению с остальными мышами.

«Foxp2 является ключевым компонентом обучения языку: он трансформирует непосредственный опыт, например, звук от произнесения слова "стакан" при демонстрации стакана с водой, в автоматическую ассоциацию первого со вторым, а также понимание функции этого объекта», — объяснила руководитель исследования, профессор МИТ Энн Гэбриэл (Ann Graybiel).

Все животные взаимодействуют друг с другом, но только люди обладают уникальной способностью генерировать и понимать речь. FOXP2 является одним из нескольких генов, которые, по мнению ученых, возможно, способствовали развитию этих языковых навыков. Этот ген был впервые выявлен в семье, члены которой испытывали серьезные трудности в понимании и воспроизведении речи и при этом несли в себе мутантный вариант гена FOXP2.

После серии экспериментов с мышами, которые стали вырабатывать FOXP2, исследователи смогли установить некоторые функции гена. Так, он усиливает действие генов, отвечающих за регуляцию синаптических связей между нейронами, стимулирует активность допамина в той части полосатого тела в мозге, которая участвует в формировании процедур, и содействует подавлению активности стриарных участков мозга после длительной активации, которое, в свою очередь, необходимо для формирования воспоминаний и постановки новых задач.

Вместе, эти изменения помогают «настроить» мозг так, чтобы адаптировать его к речи и усвоению языка, считают исследователи. В настоящее время они планируют выяснить, как FOXP2 может взаимодействовать с другими генами для организации процесса обучения языку.

foxp2 мутация гена происхождение человеческой речи