Персональный кусочек общедоступного искусства: картинкам, музыке и опубликованным сообщениям в социальных сетях теперь есть место на аукционе. Самый первый твит, который генеральный директор Twitter Джек Дорси опубликовал в марте 2006-го года, купили за $2,9 миллиона – это сообщение «just setting up my twttr» – «только настраиваю мой твиттер». Коллаж из 5000 изображений, которые интернет-художник Майк Винкельманн, выступающий в сети как Beeple, ежедневно публиковал в интернете с 2007-го года, ушел с молотка за $69,3 миллиона. За колонку газеты «The New York Times» отдали $558 тысяч: это колонка под названием «Buy This Column on the Blockchain!» – «Купи эту колонку через блокчейн!». Через блокчейн ее и купили: статью, посвященную невзаимозаменяемым токенам – non-fungible token- NFT – для продажи перевели в разряд онлайн-ценностей. Рассказываем, как и зачем платят миллионы за общедоступные в интернете рисунки, видео и музыку.
Уникальные токены
NFT – это аббревиатура от non-fungible token: невзаимозаменяемый токен. Это своего рода ценности в криптокошельках на блокчейн-платформах определенных электронных валют.
Блокчейн – это технология распределенных вычислений и децентрализованного хранения информации. Непрерывную цепочку блоков с информацией: список или базу данных, нельзя удалить или отредактировать, только дополнить. База данных хранится на подключенных к платформе компьютерах. Чтобы блокчейн работал и обслуживал транзакции, нужны вычислительные мощности – их предоставляют участники сети – майнеры, без них база данных не будет работать. А майнеры за предоставление вычислительных мощностей получают вознаграждение – криптовалюту, которая хранится в криптокошельках.
Там же – в криптокошельках на базе блокчейн-платформ – хранятся и токены. В отличие от электронных монет это не чистая криптовалюта, а оцифрованные активы, ценность которых определяет тот, кто ее выпустил. Например, один токен может равняться одной акции какой-либо компании. Изначально все эти токены хранятся на руках у выпустившей их компании, но со временем могут быть обменяны на определенных условиях. То есть токен – это электронный сертификат, который в электронном пространстве подтверждает факт владения каким-либо активом, возможно даже реальным.
В основном токены взаимозаменяемы – допустим, вы заняли тысячу рублей одной купюрой. Возврат долга также одной тысячной купюрой, пусть и другой, никого не смутит – банкноты одного номинала абсолютно идентичны – это взаимозаменяемые токены.
NFT – это невзаимозаменяемые токены, они уникальны и не связаны между собой по ценности. Например, предметы электронного искусства – музыка, картины или даже интернет мемы: Nyan Cat на аукционе цифрового искусства продали за $590 тысяч. Это не значит, что из всего интернета удалят гиф с летящим на радуге котом и изображение будет доступно только одному человеку. Картинка все так же доступна, ее можно посмотреть или скачать. Но в тот момент, когда автор токенизировал изображение, оно стало оригиналом. Как пример возьмем «Черный квадрат» Малевича. В мире миллионы копий – но оригинал висит в Третьяковской галерее. То же самое с токенизированными изображениями – автор создает цифровую картину, переводит ее в NFT и продает этот токен – таким образом покупатель становится обладателем оригинала, и чем популярнее копии в интернете, тем ценнее основной актив. То есть NFT – это сертификат на собственность в виртуальном пространстве.
Относительная собственность
Рынок цифровых ценностей – и валюты и прочих активов – только укрепляется в мире. Биткоину только 12 лет, а невзаимозаменяемым токенам и вообще только 4 года – технологию изобрели в 2017 году. Нет и единой юридической основы для оборота виртуальных ценностей. В России, например, приобретение NFT не даст абсолютно никаких прав на купленный актив. Абсолютно новый для законодательства объект не попадает ни в один из регламентирующих списков, а значит, потратив деньги, останется только гордиться, что конкретно эта интернет-картинка принадлежит тебе. Остальной интернет об этом, впрочем, и догадываться не будет, если не проверит NFT на специальных сайтах.
В США можно претендовать на права после покупки NFT, но только если это оговаривалось отдельными условиями. Если в описании NFT ничего не сказано о лицензиях, то никаких прав покупатель не получит, а значит нельзя купить популярную в интернете картинку и начать массовый выпуск футболок с принтами – создатель изображения выиграет суд по авторским правам.
То есть без дополнительных условий и договоров люди покупают токены сами по себе. Разработчики планируют ввести различные типы лицензий на платформах, где продают NFT – при создании токена автор сможет выбрать, по какой лицензии он продает интернет-искусство: исключительные ли это права и или просто факт собственности. Но действовать такая система будет только в тех странах, где рынок крипто-ценностей как-то урегулирован законом.
Собственный кусочек интернета
Создатели блокчейн-платформы Ethereum, на которой впервые появились NFT, утверждают, что однажды возможно будет купить машину, а вместо документов получить NFT.
Пока авторы интернет-искусства говорят, что NFT, пусть и не окончательно, но защищает их авторские права. А те, кто желает поддержать авторов, могут это сделать по отработанной крипто-схеме через блокчейн-кошелек. А коллекционеры создают в интернете галереи: отдельные сайты позволяют построить свой виртуальный музей, и на цифровых стенах повесить NFT-оригиналы произведений пиксельного или векторного искусства.
А при юридически-сомнительном отношении к крипто-рынку в России, Государственный Эрмитаж заявил, что в 2021-м году проведет выставку NFT искусства. Как именно музей это организует, пока не сообщается.
Изображение на странцие / коллаж: Александр Бурмистров / "Научная Россия"