Разработанная химиками ТГУ тест-система выявляет сложный для диагностики вид опухолей

Химики Томского государственного университета совместно с учеными НИИ онкологии ТНЦ СО РАН в рамках федеральной целевой программы разработали тест-систему для ранней диагностики рака легкого, сообщает пресс-служба ТГУ. По статистике, этот недуг занимает одно из первых мест в структуре онкологических заболеваний. Зачастую он выявляется в запущенной форме и приводит к летальному исходу пациентов.

Сложность своевременной диагностики рака легкого обусловлена внутренней локализацией опухолей и отсутствием болезненных проявлений на ранних стадиях. Тест-система ученых ТГУ и НИИ онкологии позволяет «увидеть» тревожные симптомы на начальном этапе, значительно увеличивая шансы пациента на выздоровление.

«Данный способ диагностики является малоинвазивным и заключается в исследовании плазмы крови пациента, – рассказывает один из разработчиков, научный сотрудник лаборатории физико-химических методов анализа ТГУ Наталья Дементьева. – При развитии злокачественного опухолевого процесса в крови появляются фрагменты ДНК, содержащие специфические аддукты. Нашей задачей было выявить эти аддукты и создать достаточно простой инструмент для их определения».

В проведенных исследованиях участвовали 200 добровольцев – половина из них с диагнозом «рак легкого» и столько же здоровых людей, что подтверждено обследованием. Используя современные высокочувствительные физико-химические методы, ученые проводили исследование плазмы крови участников эксперимента и искали соединения, которые, по их предположению, образуются в организме онкобольных. В итоге было обнаружено 15 маркеров, являющихся значимыми для диагностики рака легкого.

«Полученные данные послужили основой для создания нового диагностического инструмента, – рассказывает Наталья Дементьева. – Была разработана тест-система, основанная на разновидности иммуноферментного анализа – мультиплексном анализе на баркодированных микрочастицах. Данная тест-система позволяет количественно определить концентрацию аутоантител в сыворотке пациента и с вероятностью более 80% выявить наличие начальных этапов злокачественного процесса в легких пациента».

Как отмечают химики, новый способ диагностики при всей его высокой чувствительности является вспомогательным инструментом. Он сигнализирует онкологам о наличии проблемы и необходимости дополнительного детального обследования пациента.

тесты онкологии