Ученые из Медицинской школы Вашингтонского университета (США) разработали белки, которые прочно и специфически связываются с любой желаемой молекулярной мишенью – например, с рецептором инсулина или с уязвимыми белками на поверхности вирусов. Новый метод позволит получить новые лекарства от рака, диабета, инфекций, воспалений и других заболеваний, сообщает пресс-служба вуза. Подробно открытие описано в журнале Nature.

Антитела являются наиболее распространенными препаратами на основе белков. Обычно они связываются со специфической молекулярной мишенью, которая затем либо активируется, либо деактивируется. Антитела помогают лечить широкий спектр заболеваний (в том числе COVID-19 и рак).

В данной работе исследователи искали альтернативный подход и пытались найти способ создавать новые белки, которые связывают молекулярные мишени аналогично антителам. Они разработали программное обеспечение, которое может сканировать молекулу-мишень, определять потенциальные места связывания, создавать дизайн белков, нацеленных на эти места-мишени, а затем тестировать, как связываются белки-кандидаты. После алгоритм определяет те из белков, которые вероятнее будут работать лучше всего.

В общей сложности команда произвела более полумиллиона потенциальных связывающих белков для 12 выбранных молекулярных мишеней. Среди этих мишеней важные клеточные рецепторы, такие как TrkA, EGFR, Tie2 и рецептор инсулина, а также белки на поверхности вируса гриппа и SARS-CoV-2 (коронавирус, вызывающий COVID-19).

[Фото: IAN HAYDON/INSTITUTE FOR PROTEIN DESIGN]