Ученые НИЦ «Курчатовский институт» в составе российской исследовательской группы предложили новый способ очистки радионуклида рутения-97. Достоинством метода является высокое качество получаемого изотопа, что открывает возможности его использования в ядерной медицине. Кроме того, специалисты изучили, как очищенный радионуклид распределяется в организме животных при внутривенном введении. Результаты этой работы опубликованы в журнале «Известия Академии Наук: серия химическая».

«Ядерная медицина открывает огромные возможности для диагностики и терапии многих тяжёлых заболеваний, таких как онкологические и нейродегенеративные, – пояснил заведующий лабораторией радионуклидов и радиофармпрепаратов НИЦ «Курчатовский институт» Рамиз Алиев. – Особый интерес в этой области представляет рутений-97. Он гораздо менее токсичен по сравнению со многими другими перспективными радиоизотопами и легко образует комплексы с биологически активными молекулами-носителями, что повышает его биодоступность». По словам ученого, рутениевый радиофармпрепарат может составить конкуренцию аналогам на основе галлия, технеция и индия.

До настоящего времени использование рутения-97 для ядерной медицины не представлялось возможным из-за сложностей, связанных с получением этого радионуклида. Из существующих вариантов наработки рутения-97 исследователи выбрали метод облучения молибденовых мишеней, который не отличался высокой чистотой получаемого изотопа, и оптимизировали его. Процесс удалось усовершенствовать за счет того, что был найден способ эффективно очистить основной продукт от нежелательных примесей. Теперь модернизированный метод облучения молибденовых мишеней можно будет использовать для нужд ядерной медицины.

Для очистки рутения-97 ученые разработали экстракционно-хроматографический подход. Они подобрали оптимальные условия процесса, варьируя температурный режим, а также природу используемых адсорбентов и растворителей. К достоинствам нового метода относятся простота, удобство и коммерческая доступность материалов, необходимых для его реализации. Высокая радионуклидная чистота получаемого изотопа позволяет использовать разработку ученых для производства радиофармацевтических препаратов.

Также специалисты проанализировали особенности поведения изотопа в живых системах и оценили его потенциал для медицинских приложений. «Исследования на животных показали, что после внутривенного введения рутений-97 способен оставаться в организме в течение продолжительного времени. Это делает данный радионуклид перспективным не только для диагностики, но и для терапевтических целей», – отметил Рамиз Алиев.

В работе приняли участие специалисты НИЦ «Курчатовский институт», МГУ им. Ломоносова, Российского национального исследовательского медицинского университета им. Пирогова и Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Рогачева.